*Кейт вошла в кабинет, как ни странно, ей даже удалось выспаться сегодня, не смотря на то, что спала она относительно мало. Улыбнувшись, вспомнила вчерашний визит Севы. Посмотрев вокруг, не заметила в кабинете ничего странного, значит мальчик не шалил. Ну и хорошо. Возможно, следовало бы поподробнее распросить его, почему он в такое позднее время был не у себя в спальне, но, во-первых, Кейт в самом деле уже устала вчера, а во-вторых, детям всё-таки иногда лучше доверять, раз он был тут, значит на то имелись свои причины.
Профессор постучала палочкой по кафедре, оглядев кабинет, увидела, что все уже собрались, значит можно было начинать урок.*
- Всем доброго дня.
Сегодня мы начинаем небольшой цикл лекций, посвященных древней истории магии.
Запишите тему занятия.
Лекция номер 2. «Первобытное колдовство».
Магия, волшебство, ворожба, чары... Все эти слова всегда вызывают ужас и благоговение у простых смертных.
Было ли так всегда? Надо сказать что да, так было всегда.
Когда появилась магия? Ответа на этот вопрос у нас нет, точнее сказать… Магия появилась одновременно с самим существованием нашего мира. Более того, появление планеты уже было магией, магией древних сил.
В связи с этим, нам скорее будет интересно рассмотреть вопрос о том, каким же образом человек овладел и смог подчинить себе эти волшебные силы.
Мы с вами знаем, что в мире существует множество рас, кроме человеческой – это и русалки, и кентавры, эльфы, орки, тролли, и прочие-прочие-прочие…
Так вот, в основном все эти расы являются изначально владеющими той и или иной магией. То есть магия – это врождённое умение.
То же самое можно сказать и про людей, но – тут имеются существенные отличия.
Дело в том, что в самом начале времён, при появлении человека как такового на нашей планете, все люди были одинаково наделены умением чувствовать и творить магию. Но многие просто не хотели пользоваться своими силами, или же не умели.
С другой стороны, были люди, которые наоборот, больше времени уделяли тому, что пытались вслушаться в окружающий мир, в голоса вселенной. Таких людей со временем стали называть шаманами. Потому что силы природы покорились им, стали послушны, в некотором роде.
Человек говорил с духами – духами земли, огня, воды, воздуха. Человек прислушивался к шелесту листвы и скрипу коры деревьев.
Язык их был ему понятен, это был язык магии. Но именно в этот момент и зарождается расслоение, неоднородность в обществе. Как я уже говорила, были шаманы – люди, желающие общаться с миром, понимать его, и даже немного управлять им.
С другой стороны – были те, кто ничем не интересовался, кроме своих насущных проблем – а-ля: поесть, иметь хорошее укрытие от зноя и ветра, и т.д.
И вот не понимали эти самые, последние, что обладая магией можно с меньшими усилиями добиться большего. Что ж, это их вина, или, точнее сказать – их проблемы.
*Кейт улыбнулась*
Теперь, я надеюсь, вам понятно, каким образом мир людей разделился на магов и магглов. Кстати сказать, это объясняет – почему в семье чистокровных магов появляются сквибы, и почему в семьях магглов рождаются маги. Все дело в генетической предрасположенности.
Но сейчас мы говорим не о настоящем, а о прошлом.
Итак, как я уже сказала, первобытные маги – шаманы, колдуны, знахари, ведуны, и т.д., как бы они там ни назывались, пытались вступить в союз с силами природы, со стихийными духами, чтобы получить магическую силу.
Для чего же нужна была человеку магия, для того, чтобы повлиять на те процессы, в которых собственными силами не обойтись. Например, на погоду, то есть – вызвать дождик, или наоборот, попросить силы воды и ветра рассеять тучи; затушить лесной пожар; попросить у земли дать обильный урожай.
Духи, конечно же, просто так делиться своими знаниями и силами не хотели. Поэтому, подчинив на время магию, человек, обязан был «расплатиться» за услуги. Отсюда берёт своё начало практика воздаяния жертвоприношений. В зависимости от того, какие силы призывались, и от нравов самих людей того или иного племени, жертвы могли быть разнообразные: цветы, травы, коренья, часть от урожая, убиение животного (чаще всего телёнка или ягнёнка) и даже, к нашему прискорбию, человеческие жертвы.
Считалось, что одни духи-божества кровожадны, а другие, напротив, не переносят крови и убийств, довольствуясь вдыханием дыма от благовоний.
Надо сказать, что процесс взаимодействия с духами был не так уж и прост, в связи с этим нашу планету ожидал не один катаклизм. В частности, всем нам известно…
*Кейт посмотрела на учеников, и поняла, что погорячилась, сказав «всем нам»*
Ну… некоторым-то известно абсолютно точно, что человек, влияя на природу, изменял и климат. Например, миграция льдов. В процессе ссор и раздоров с силами воды и ветра древние шаманы накликали на себя беды, что привело к наступлению ледникового периода, но затем, когда шаманы вновь примирились с духами, льды отходили.
Люди научились концентрировать силы духов в амулетах – например, для того, чтобы охота приносила большие результаты.
Наконечники стрел, ножей и прочих инструментов могли делаться в виде фигурки какого-то животного, тем самым магическая энергия концентрировалась именно на данный вид добычи.
Вот посмотрите сюда.
*С этими словами Кейт достала коробочку, и показала ученикам ценнейшие экземпляры взятые напрокат в музейном отделе министерства магии*
Вы, конечно, припоминая предыдуший урок можете спросить – «а откуда, собственно, вы всё знаете про то, что было раньше».
Так вот, мы при изучении этих времён пользуемся прежде всего материальными источниками, ибо письменности тогда в основном ещё не было, ну, конечно, если не считать письменностью наскальные рисунки. Но, боюсь, что рисунки – это скорее искусство, хоть и повествующее о жизни древних людей. Вот, к примеру, посмотрите
*Кейт взмахнула палочкой, стены и потолок кабинета принялись менять очертания, мебель исчезла, и вот уже вместо стульев лишь камни и булыжники пока перед учениками не возникло подобие пещеры с рисунками на сводах. Некоторые из подготовишек изумлённо замерли, взирая на столь разительные перемены, заметив это, Кейт поспешила извиниться*
О, смиренно прошу прощения, что забыла предупредить о предстоящих метаморфозах интерьера. Хотелось не быть голословной, а показать вам всё, так сказать, изнутри.
Посмотрите внимательно, перед вами сейчас точная копия пещер Ласко (это территория современной Франции). Вот, ярчайшие примеры наскальной живописи. Если внимательно присмотреться, пройтись, то мы увидим здесь почти всё жизнеописание быта древних людей: как они охотились, какие обряды совершали.
У вас будет немного времени прогуляться тут, а пока продолжим.
Итак, древние шаманы помогали своим одноплеменникам с погодою, с удачей на охоте, предсказывали будущее.
Кроме того, шаманы выполняли и функцию современных врачей, даже более того, можно сказать, что это были первые истинные колдомедики.
С развитием земледелия, скотоводства магия не ушла, она просто стала помогать в других отраслях.
*Кейт посмотрела на часы*
Ну… я закругляюсь, а вам ещё предстоит немного оглядеться тут, через двадцать минут заканчивается урок, это время вы должны потратить на изучение наскальных рисунков, чтобы затем рассказать мне об их функции и о том, как они повествуют о жизни людей, о первобытных обрядах.
*Дети разошлись, а Кейт также принялась рассматривать культурно-магические достояния. Через двадцать минут, стены помещения вновь вернулись на своё прежнее место и ученики оказались в том же самом кабинете истории магии. За кафедрой стояла преподавательница, а на доске было написано домашнее задание*
Домашнее задание:
1. Для учеников о/к и п/к – подготовьте небольшой рассказ о любом из шаманских обрядов (на погоду, на удачную охоту и проч.), пользуясь данными наскальных рисунков, что вам удалось увидеть.
2. Для учеников п/к и о/к – перечислите все функции и «профессии» ведунов в первобытном обществе.
3. Только для учеников основного курса – расскажите мне о каком-либо из стихийных духов, что существовали до нашей эры и остались до сих пор: стихия, имя, возможности, степень доброжелательности или наоборот – злонамеренность и т.д.
Срок сдачи работ -
до 8 октября включительно.
Условия оформления работ те же, про отсрочки я уже говорила.
*профессор кивнула на небольшое объявление, что висело в кабинете, где как раз и говорилось про оформление работ, про отсрочки и про возможность отмечаться в кабинете*
На этом наше занятие окончено. До встречи через две недели.
Слабые мстят, сильные прощают, счастливые забывают...