Долго пустовавший кабинет с возобновлением занятий совершенно изменился. Просторное помещение с высокими потолками было наполнено светом, который лился через разноцветные витражи, отбрасывая на пол и стены солнечные зайчики. В лучах этого света хрустальная чернильница, стоявшая на преподавательском столе-кафедре, искрилась радужным блеском. Позади передвижной доски-ширмы находилась потайная дверь, ведущая в личные покои преподавателя. Дубовые парты, даже на вид казавшиеся тяжелыми (на случай если какому-нибудь нерадивому ученику захочется попрактиковаться в заклинании левитации), стояли полукругом в несколько рядов около доски и учительского стола. Позади парт было достаточно свободного места для практических занятий по применению заклинаний, а у задней стены кабинета располагались вместительные книжные шкафы, заполненные толстыми справочниками и учебниками. В противоположной от окна стене находился камин, яркое пламя которого согревало студентов и преподавателя в холодные осенние дни.
Добавлено спустя некоторое время:
*С первым ударом колокола студенты, которым, видимо, совсем скучно было во время летних каникул, раз они таки пришли учиться, разговаривая, зашли в кабинет и расселись по местам. Анджелина улыбнулась ребятам и призвала всех к тишине.*
- Добрый день. Я рада, что наступление летних каникул не уменьшило вашу тягу к знаниям. Добро пожаловать на первую лекцию по Заклинаниям. Для тех, кто не знает, меня зовут Анджелина Джонсон. Профессор или мисс Джонсон. С сегодняшнего дня мы с вами начинаем курс «Общая теория заклинаний», благодаря которому вы получите базовые теоретические знания по предмету. Итак…
Я не сомневаюсь, что все вы в той или иной мере знакомы с различными заклинаниями. Даже студент подготовительного класса, впервые в жизни держащий в руке палочку, в первый же вечер в гостиной своего нового Дома будет пробовать осваивать простейшие заклинания вроде Люмоса или Вингардиум Левиосы под чутким руководством старших товарищей или по книжкам, смотря на какой факультет попадет. *Профессор усмехнулась.* В любом случае недооценить значение заклинаний в нашей с вами жизни сложно.
*Анджелина, прищурившись, смахнула рукой со своего стола на пол стеклянную вазу, которая тут же разбилась. Профессор направила палочку на стекло.*
- Репаро! *Ваза соединилась из осколков* Вингардиум Левиоса! *Ваза вновь оказалась на столе, а Анджелина оглядела студентов, совсем невпечатленных произведенными действиями, но ничуть не смутилась.* На этом простом примере я хотела продемонстрировать вам важность и необходимость заклинаний в нашей с вами жизни. Одно неаккуратное движение смогло компенсироваться двумя простыми заклинаниями, тогда как магглы бы выкинули осколки или же долго и упорно пытались их склеить, что все равно не привело бы такому же… *Девушка кивнула на новенькую вазу* … результату. Знание заклинаний дает нам, волшебникам, право и возможность идти глубже и дальше, так как позволяют скрывать и изменять многое. Они помогают нам не просто удовлетворять ежедневные потребности, но и изменять окружающий мир, нашу реальность. Конечно, в рамках разумного. Не стоит переходить определенных границ, иначе никакие заклинания вам не помогут. *Анджелина предупреждающе оглядела завороженную аудиторию и продолжила, медленно идя между рядами.*
Итак, как же можно определить важность заклинаний, раз уж мы с ними постоянно сталкиваемся?
Давайте попробуем вспомнить, как именно магглы всегда представляли волшебников? Для них это люди с палочками в руках получающие нечто из ничего. А как легко догадаться, получают они это именно благодаря заклинаниям – как самой распространенной отрасли магии.
Возможно, вы знаете, что первоначально Статут о секретности выражался в декрете «О неиспользовании заклинаний в присутствии магглов», правда, потом его расширили. Пожалуй, заклинания одна из самых, если не самая, зрелищных форм магии.
То, что магглы делают благодаря своей «науке и технике» мы, волшебники, делаем с помощью заклинаний. Однако я хочу заметить, что «наука и техника» магглов не равнозначна «заклинаниям», они лишь являются примерными аналогами, если рассматривать их значение для магглов и магов соответственно. С одной стороны, как показал пример с вазой, нам доступно большее с меньшими усилиями, с другой – спросите профессора Сильвер про э-лек-три-чес-тво, вам должно понравиться. =)
И, безусловно, Заклинания – одна из основополагающих дисциплин в любой Школе Магии, которая направлена на раскрытие волшебных способностей юных волшебников и волшебниц, получение ими первичных знаний о волшебстве.
Важность заклинаний поняли? Отлично. Теперь далее.
*Анджелина остановилась у своего стола и продолжила лекцию.*
Итак, что вообще такое «заклинание»? Одни скажут, что набор латинских слов, а другие – сложная комбинация из различных элементов. Вербальных, невербальных и некоторых других… *Анджелина внимательно оглядела аудиторию, половина из которой удивленно и непонимающе смотрели на преподавателя, а вторая с умным видом осознавала слова профессора, готовая продолжить любую из фраз.* Некоторые из вас могут это помнить по лекциям профессора Итиль. Впрочем, то, что нам понадобится, мы, конечно, еще повторим или изучим, для кого как. А сейчас все-таки вернемся к основам.
Наука заклинаний уходит корнями в глубокую древность. Уже несколько тысячелетий волшебники знают то, что можно влиять на окружающую действительность различными силами. *Мисс Джонсон взглянула на лица немногих студентов, которые пытались понять смысл каждой фразы, и повторилась, видя их заминку.* Да-да, я не оговорилась, различными. То, что мы сейчас называем заклинаниями несколько отличается от того, что есть на самом деле. Итак, современное упрощенное определение, которое вы можете прочитать в учебниках:
Интересно, что первоначально в определении вместо «изменение» было сказано «искажение». Почему это имеет право на жизнь, а также, какой точки зрения формулировки вы придерживаетесь больше – вы ответите мне в домашнем задании.Заклинание – это ментальные характеристики волшебника, дополненные словесной формулой и фигурой, описываемой волшебной палочкой, которые в сумме ведут к изменению реальности.
Каждый вид этих характеристик мы разберем позже, как и словесные формулы – вербальные характеристики - и фигуры, описываемые волшебной палочкой – невербальные характеристики -, а сейчас хотелось бы обратить ваше внимание, что они, по этому определению, должны идти в сумме. Вы согласны с этим определением? *Анджелина оглядела класс. Многие студенты активно закивали, а другие напряженно замерли, понимая, что вряд ли ответ будет таким простым. Мисс Джонсон, усмехнувшись, обратилась к согласным.* Хорошо, допустим. А как же невербальная магия? В ней отсутствует вербальный компонент, а значит, меняется и «сумма». Или речевая магия? Она является примером выполнения заклинаний без невербального компонента.
*Студенты задумались, а профессор продолжила.*
Эти и многие другие исключения не вписываются в Классическую Теорию Заклинаний (КТЗ) под авторством Джонатана Трейси, созданную в 1835 году. В труде этого ирландца данные разделы магии вообще не рассматриваются как заклинания, хотя это неверно. Впоследствии же КТЗ была дополнена, и их отнесли к Специальной магии. Так как с одной стороны это весьма яркий пример заклинаний, широко использующийся в обиходе волшебников, но с другой - под определение и характеристики, данные Трейси, они не подходят. Волшебники 19, начала 20 века следовали принципу, что во всяком правиле есть исключения. *Анджелина усмехнулась.* Современные же волшебники, занимающиеся теорией магии, считают, что отнесение данных видов заклинаний к Специальной магии было неправомерным, так как по большинству свойств их можно объединить с классическими заклинаниями. Более того, многие из классических, привычных нам, заклинаний могут быть представлены в невербальной форме. Подчеркиваю, многие, но не все. Почему и от чего это зависит мы рассмотрим позже… Итак, все вышесказанное позволяет нам сделать вывод, что классическая теория заклинаний Трейси охватывает много разделов (поверьте мне на слово =)) и, безусловно, позволяет систематизировать все то, что до этого было лишь отдельными идеями. Тем не менее, она не универсальна и нельзя слепо следовать тому, что там написано, более того, определение, данной в КТЗ не является истинным относительно современного мира. *Анджелина взяла в руки учебник со стола и пролистала несколько страниц, кивнув своим мыслям.* Отлично, у вас есть самые важные выдержки из КТЗ, которые нам еще понадобятся. А большего нам и не надо, иначе запутаетесь… *Профессор отложила книгу и подняла взгляд на класс, собираясь с мыслями.*
Как мы выяснили, самое распространенное на сегодняшний день классическое определение имеет свои недочеты. Оно подходит для понимания смысла термина в обыденной жизни, но мы то с вами изучаем науку. Кроме того, оно неактуально относительно современного нам с вами мира магии, а обучение должно идти с ним в одну ногу. Да и терминология в этом определении не очень удачная. Может, вы уже заметили, что «словесную формулу» я называю вербальным компонентом, «фигуру, описываемую палочкой» невербальным - привыкайте. Таким образом, давайте дадим определение, под которым мы будем понимать слово «заклинание» в дальнейшем на наших занятиях.
*Профессор дождалась, пока студенты будут готовы записывать.*
Прошу обратить ваше внимание на то, что в этом определении говорится об «особом сочетании», что подразумевает, что оно может меняться. Как и с какими последствиями – через несколько лекций. *Анджелина улыбнулась, глядя на несколько разочарованных лиц.* Кроме того изменение реальности идет не в сознании лишь одного человека, как галлюцинация, а «действительное» то есть настоящее, не «понарошку».Заклинание – это особое сочетание вербальных, невербальных и ментальных характеристик, которые в совокупности ведут к действительному изменению реальности.
Это определение вы должны будете знать так, чтобы если вас разбудить посреди ночи, вы его расскажите. Я буду проверять. =)
На самом деле, стоит отметить, что определений «заклинания» существует великое множество у разных народов, в разных эпохах. Значение слова в первую очередь зависит от того, в каком аспекте представали заклинания именно в тот момент и в том месте. Где-то не было волшебных палочек, а где-то не знали о возможности творить заклинания без жертвоприношений чужеземцев (обещаю, туда мы на экскурсию не отправимся =) ) – все это, конечно, влияет на восприятие термина и даваемое ему объяснение. Возможно, данное только что определение может найти и для себя исключения, как это сделало определение Трейси. Самое главное, чтобы вы в каждой отдельно взятой ситуации понимали, что именно вам хотят сказать, произнося слово «заклинание». А в этом мы будем еще упражняться.
*Анджелина улыбнулась уже расслабившимся студентам, почуявшим конец лекции, взмахнула палочкой и под названием лекции на доске появилось …
*Едва студенты списали задание, как прозвучал удар колокола, знаменующий конец занятия. Не успела Анджелина попрощаться с учениками, как их и след простыл. Усмехнувшись, профессор подошла к распахнутому окну, за которым пели птички и прикрыла на мгновение глаза.*Домашнее задание:
Для подготовительного и основного классов:
1. У магглов встречается следующее определение: «Заклинание - словесная формула, имевшая по суеверным представлениям, возникшим ещё в глубокой древности, магическую силу и служившая для достижения какой-либо цели». Адекватно ли данное определение окружающей нас магической действительности? Можно ли его использовать в нашей с вами жизни? Выразите свое мнение.
2. Расскажите мне о своем первом заклинании, которое вам удалось сотворить. Сразу ли получилось? Если нет, то, что помешало?
Только для основного класса:
3. Вспомним определение заклинания Джонатана Трейси: «Заклинание – это ментальные характеристики волшебника, дополненные словесной формулой и фигурой, описываемой волшебной палочкой, которые в сумме ведут к изменению реальности». Как вы думаете, какое слово было бы более уместным в определении «изменение» или «искажение»? Почему? Жду аргументированной точки зрения.
Срок сдачи - до 7 июля включительно