Позади профессорского стола располагаются книжные полки, уставленные тяжёлыми фолиантами по теории, истории и практике Заклинаний.
[/i]
Добавлено спустя 23 минуты 18 секунд:
Лекция № 1. Экскурсия в Музей Истории Чар.
*Ученики вошли в кабинет и расселись за парты. Некоторое время они тихо шушукались, но вот раздался шум крыльев, и в приоткрытые двери влетела попугаиха Барракуда. Вслед за ней в кабинет вошла профессор Сильвер в своей неизменной пиратской треуголке, которая смотрелась весьма нелепо в сочетании со строгой профессорской мантией. Барракуда уселась на спинку высокого стула, оставшегося здесь ещё со времён профессора Флитвика, а Сильвер осталась маячить перед носом у ребят, расхаживая широкими шагами взад и вперёд, и говорила прямо на ходу. *
Теперь мы с вами будем встречаться в двух разных каютах… то есть, кабинетах. Я решила вести у вас ещё один курс впридачу к Маггловедению. Выяснилось, что вы чересчур прилежно изучали мой основной предмет и теперь зачастую используете маггловские методы вместо волшебных. Резать торт ножом! Разжигать камин спичками!!! Три тысячи дементоров! Нет, как маггловеду мне, конечно, приятно, что мои ученики так хорошо освоили маггловский быт, но как педагогу Школы Чародейства и Волшебства – совсем невесело. Поэтому мы с вами займёмся изучением Заклинаний. Курс этот факультативный, поэтому все оценки за работы идут только в личный рейтинг.
Что будет включать в себя наш курс? Во-первых, практику использования существующих чар – главным образом, бытовых. Во-вторых – изучение лингвистических формул заклинаний и создание собственных. В-третьих, небольшие вкрапления теории и истории Заклинаний.
Надо сказать, что эта дисциплина вам пригодится не только в быту. Без знания Заклинаний невозможно эффективное изучение и многих других предметов. Заклинания необходимы и в Трансфигурации, и в Защите от Тёмных Сил, и в Зельеварении (для закрепления зелий), и в Уходе за Магическими Существами (особенно целительные чары) – да куда ни посмотри, без заклинаний не обойтись, дракон меня разрази!
Сегодняшняя лекция, правда, будет полностью теоретической – но должна же я познакомить вас с базой, прежде чем швырять на глубину!
Итак, начнём. Мы с вами живём и колдуем в так называемый формалистический период в истории Заклинаний (здесь я должна сказать, что в части теории и терминологии следую за своим учителем – профессором Итиль Шадоу, которая работала в нашей школе несколько лет назад, в бытность мою студенткой). Что же необходимо магу формалистического периода для наложения чар?
Во-первых, ему, как ни смешно это звучит, нужно и в самом деле быть магом, то есть иметь способность к магическому преобразованию реальности. В принципе, для мага с уникальными по силе способностями этого было бы достаточно. Но поскольку такие волшебники рождаются раз в несколько сотен лет, а остальным тоже надо как-то колдовать, то мы переходим ко второму пункту.
Итак, во-вторых, необходимо знание лингвистической формулы заклинания – определённого слова или словосочетания, которое запускает процесс преобразования. Обычно заклинательная формула произносится вслух, но опытные волшебники умеют колдовать молча, проговаривая заклинание про себя. Уверяю вас, со временем вы этому тоже научитесь.
В-третьих, требуется наличие артефакта, который концентрирует, направляет и усиливает магическую энергию чародея. Ранее волшебники использовали посохи, но они были довольно громоздкими, и в наше время в качестве такого артефакта выступает волшебная палочка.
Палочка, как правило, сочетает в себе элементы растительного и животного происхождения: она вырезана из дерева и содержит сердцевину из пера, волоса или сухожилия магического существа. Обычно у каждого волшебника есть своя уникальная палочка, которая подходит только ему. В принципе, можно колдовать и с чужой палочкой и даже вовсе без неё (наверняка вы припомните случаи, когда ещё до достижения вами 11-летнего возраста и приобретения собственной палочки вы в минуты сильного стресса или, напротив, душевного подъёма спонтанно совершали магические преобразования), но это намного сложнее, чем со своей, поэтому советую вам беречь ваши палочки.
Но не всегда чары творились теми способами, как сегодня. Как это происходило раньше, нам и предстоит узнать. Я подготовила для вас культурную программу: мы отправляемся в Музей Истории Чар. Когда-то я уже водила студентов на подобную экскурсию, но тогда мы не успели как следует рассмотреть экспонаты в третьем зале, а теперь мы с вами увидим уже всю экспозицию. Убедитесь, что у каждого есть с собой перо и пергамент, чтобы конспектировать определения, имена и факты. А теперь –- отправляемся. А чтобы мы не сбились с пути …
* Сильвер взмахнула палочкой, и на столе появились старинные морские компасы. *
- Это, как вы понимаете, портключи.
*- Поррртключи! – радостно подтвердил попугай.*
- Цыц, Барракуда! Ну-ка, сядь ко мне на плечо, а то перенесусь без тебя… Да, портключи. Они доставят нас в музей и обратно, так что тратить время на дорогу не придётся. Итак, полный вперёд!
* Студенты разобрали компасы, и через несколько секунд все уже стояли на пороге музейного зала. Профессор начала экскурсию. *
- Согласно теории, которой придерживается ряд чароведов, и я в том числе, история Чар насчитывает три периода: поэтический (или агональный), ономатический и формалистический, который продолжается и поныне.
Сегодня мы с вами подробно рассмотрим особенности каждого из этих периодов, а помогут нам в этом экспонаты Музея Истории Чар.
*- Прррошу в перррвый зал! – проскрипела неугомонная Барракуда.
Первый зал Музея был посвящён поэтическому периоду Истории Чар. На стенах висели портреты великих магов того времени. Когда студенты проходили мимо какого-то портрета, начинала тихо звучать песнь – та, что в своё время была создана этим магом для преобразования реальности. *
- Пожалуй, этот период в истории чар особенно очаровывает меня…
*- Чаррр, очаррровывает… Это каламбуррр или тавтология? – поинтересовалась Барракуда.
Сильвер метнула испепеляющий взгляд на нахальную птицу и продолжала:*
-- Только подумайте: в то время акт творчества рассматривался как чудо, да он и был таковым. Поэтами становились не все, кто умел срифмовать «кровь-любовь», а лишь те, кто обладал даром взывать своей песней к высшим силам – говоря современным языком, высвобождать магическую энергию.
В известном смысле, маги действительно привлекали к преобразованию реальности «высшие силы» -- в том смысле, что они не работали напрямую с объектом, а пели о нём, словно со стороны наблюдая изменения, происходящие с ним, словно констатируя эти изменения. В результате энергия, высвобождаемая в процессе сотворения такой песни, воздействовала на энергетическое поле планеты и рикошетом отражалась на воспеваемом объекте. Работать напрямую с объектом волшебники того времени ещё не умели. Но даже такой опосредованный способ магического преобразования часто, хотя и не всегда, оказывался весьма действенным.
Надо сказать, что пережитки поэтического подхода к магическому преобразованию сохранились до сих пор. Мы можем найти его отголоски в колдовских заговорах, которые до сих пор практикуют деревенские ведьмы и цыгане.
Другое название этого периода – агональный. Не надо пугаться, это не от слова «агония». А от греческого слова «агон» -- «состязание». То есть, период этот можно назвать ещё и соревновательным – потому что состязания между поэтами-магами были явлением нередким. Выглядело такое соревнование следующим образом: двое поэтов по очереди пропевали строфы своих магических песен: один творил преобразование, другой пытался ему помешать. Тот, кто обладал более высоким уровнем магической энергии или же интуитивно находил более действенные для магического преобразования звуковые ряды, становился победителем.
Впрочем, лучше увидеть и услышать всё это воочию.
* Сильвер подошла к портрету старца, чьи черты выдавали его принадлежность к какому-то из финно-угорских народов. *
- Перед вами – портрет вещего старца Вяйнямёйнена. Сейчас мы увидим сцену его состязания с другим волшебником – юным Йовкахайненом, осмелившимся бросить ему вызов. К сожалению, не могу предоставить вам переводчика с древнефинского, поэтому текстов их магических песней мы не узнаем, но представление о том, как творились чары в агональном периоде, получить сможем.
* Сильвер сделала пасс волшебной палочкой и что-то произнесла.
В тот же миг изображение старца отодвинулось с переднего плана вглубь картины, и на полотне появился пейзаж. Болотистая местность служила фоном, на котором разворачивалось интереснейшее действие. Старец стоял в левом углу картины, а напротив него, в правом углу маячил какой-то молодой человек. На лице юнца играла самодовольная усмешка. Юноша шагнул к старцу и запел. Тот дождался окончания куплета и, откашлявшись, завёл свою песнь. С каждым звуком этой песни усмешка на лице юнца таяла, он в панике бросил взгляд вниз и с ужасом обнаружил, что его ноги по щиколотку ушли в землю. Дождавшись окончания песни старца, юноша запел свой следующий куплет, в голосе его то и дело проскальзывали нотки отчаяния. Как ни старался Йовкахайнен, ему не удалось разрушить чары противника и освободиться. Затем Вяйнямёйнен продолжил свою песнь, и вскоре юноша увяз в земле уже по колено… *
- Ну ладно, хорошенького понемножку. Если мы будем наблюдать всё это действо, то простоим здесь до завтрашнего утра. Скажу лишь, что Вяйнямёйнен одержал победу в этом состязании, загнав нахального юнца в землю по самые уста. Думаю, победитель сам был этому не рад, потому что потом ему пришлось три часа подряд «выпевать» поверженного соперника обратно на поверхность земли. Правда, за это Йовкахайнен отдал ему в жёны свою сестру, так что Вяйнямейнен выиграл во всех смыслах.
Пожалуй, на этом мы закончим рассмотрение этого периода и перейдём в следующий зал.
* Войдя в зал, посвящённый ономатическому периоду в истории магии, пиратка остановилась и продолжила лекцию. *
Итак, поначалу волшебники воздействовали на тот или иной объект, обращая свой поэтический призыв в астральные сферы. Но постепенно некоторые маги научились работать непосредственно с объектом преобразования. Для того, чтобы воздействовать на объект, необходимо было познать его подлинную сущность, подчинить его себе. На тот момент волшебники ещё не научились вступать в контакт с полем объекта, воздействовать на него на энергетическом уровне. Однако был найден другой способ.
Каждый предмет, каждая стихия, каждое существо на планете имеет не только название, которое можно прочитать в энциклопедии, но и истинное имя, несущее в себе информацию о глубинной сущности этого объекта. Для стихий, неодушевлённых предметов и большинства животных существуют лишь имена видовые. Зная истинное имя воробья, можно воздействовать на любого воробья. Не так с людьми, магическими существами и некоторыми высшими животными. Для того, чтобы управлять ими, необходимо знать истинное имя каждого. У каждого из нас тоже есть такое имя – и, как вы понимаете, это не то, что указано в Личном Рейтинге. Правда, сейчас, когда развитие Чар перешло на формалистический уровень, тайные имена больше не используются в магии, и, думаю, никто из здесь присутствующих не знает своего истинного имени. Должна признаться, я не исключение.
Итак, что же такое истинное имя? В тот момент, когда на земле появлялось новое растение, новый минерал, новое существо, одновременно с ним в энергетическом поле планеты возникала информация о нём, которой соответствовала определённая последовательность звуков, определённое слово. Это неудивительно – ведь и сам наш мир был сотворён Словом.
Итак, для того, чтобы управлять тем или иным объектом, магу требовалось знать его истинное имя. На заре ономатического периода некоторые (очень немногие) волшебники, обладавшие высоким уровнем магической энергии, находили способы узнавать истинные имена объектов. Пути могли быть разными: медитация, вещие сны, концентрация на том или ином предмете. Затем составлялись списки имён, постоянно пополнявшиеся. Маги, составлявшие такие кодексы и передававшие знание другим, назывались ономатетами. Волшебники, не имевшие таких сильных способностей, как ономатеты, были вынуждены заучивать сотни тысяч имён растений, животных, минералов и стихий.
Сегодня у нас есть возможность увидеть, как происходило сотворение чар в ономатическом периоде.
* Профессор подошла к витрине, в которой была выставлена эмалевая миниатюра, изображавшая какой-то зимний пейзаж. Сильвер взмахнула палочкой, и изображение отделилось от основы, выплыло за пределы витрины и многократно увеличилось, образовав объемную картину.
Перед глазами студентов появилось изображение небольшого города, обнесённого крепостной стеной. Перед крепостью расстилалось заснеженное поле, на дальнем краю которого стоял человек и произносил какие-то слова, расслышать которые было невозможно из-за воя вьюги. Повинуясь его словам, снег взвивался и принимал облик огромных чудовищ, которые кидались на крепостные стены, вышибая из них камни и пробивая бреши.
На стене стоял другой человек. Он простирал руки к чудовищам и пытался заставить их вновь стать безобидным снегом. Для этого нужно было произнести истинное имя снега. Но волшебник не знал, из какого снега его противник сотворил чудовищ: из падающего на землю с хмурого неба? из утоптанного снега на тропах, идущих через поле? из пушистого, только что выпавшего? или из более плотного вчерашнего? У каждого вида снега было своё имя, и, чтобы вернуть тварей в их исходное состояние, нужно было назвать то единственное слово, ибо все другие были бесполезны. «Экррим! Дургет! Кром!» -- выкрикивал человек на стене, но чудовища продолжали наступать. Бреши в крепости становились всё больше, а самому волшебнику едва удавалось удержаться на сотрясающейся стене. На его лице отражалось отчаяние, он мучительно пытался вспомнить, какое же имя он упустил. Внезапно в его взгляде мелькнула надежда, и он хрипло произнёс: «Эйдах». В тот же миг удары прекратились, и чудовища развеялись в мелкую снежную пыль. Оказалось, что противник сотворил их из снега, лежавшего не на земле, а на пригнувшихся травинках. Волшебник, оборонявший крепость, впервые добрым словом помянул мастера Ономатета, заставлявшего его зубрить такие бесполезные на первый взгляд слова, как истинное имя снега, припорошившего траву… *
- Итак, как вы могли увидеть, магическое преобразование в этот период было делом непростым. Тот объём информации, который приходилось держать в головах тогдашним волшебникам, нам даже не снился. И одно лишь забытое слово могло привести к самым печальным последствиям.
Но постепенно маги научились вступать в контакт с энергетическим полем преобразуемого объекта, не используя при этом информации о его истинном имени. Такой контакт лёг в основу сути воплощения чар, и стал шагом к новому периоду в истории магии. К периоду, который длится и поныне, и о котором мы поговорим в следующем зале. Этот период называется формалистическим и характеризуется использованием заклинательной формулы и инструмента (чаще всего это волшебная палочка). О том, как составляются заклинательные формулы и как действует волшебная палочка, мы будем говорить на следующих лекциях. А пока давайте посмотрим на экспонаты, относящиеся к третьему периоду.
* Сильвер вернула изображение заснеженного города в витрину и жестом пригласила своих соучеников пройти в соседний зал.
В следующем зале стояли витрины, в которых были выставлены изящные хрустальные сферы, в которых мелькали какие-то размытые картины. Свет, льющийся сквозь высокие окна, преломлялся в хрустале и разливался по залу радужными искрами. Студенты заворожённо замерли, любуясь этой красотой. Через некоторое время кто-то спросил:
- Профессор, а это что? Похоже на прорицания в Отделе Тайн…*
- Похоже, да. Но это не прорицания – это заклинания. Вернее, оригиналы заклинаний. В этих сферах сохранены те моменты, в которые были созданы новые чары. Некоторые из этих чар никогда не изучаются в Хогвартсе, и знает их только несколько человек из особого отдела при Министерстве Магии, исследующие их. Это относится к заклинаниям опасным для объективной реальности, или для произносящего их. Впрочем, большинство этих сфер содержат вполне безобидные и всем нам знакомые чары.
Как же были собраны эти экспонаты? Некоторые были доставлены из прошлого, а кое-какие – из будущего. Специалисты по Истории Магии вместе с предсказателями устанавливают момент, когда было – или будет – сотворено новое заклинание и отправляются в эту точку времени, чтобы зафиксировать этот миг. Зачем это делается? Считается, что наиболее сильно заклинание действует в тот миг, когда произносится впервые, когда его многократно усиливает прилив вдохновения того волшебника, который его создаёт. Поэтому экспонаты, выставленные в этом зале, представляют собой такую ценность.
Давайте познакомимся с историей создания какого-нибудь заклинания… Возьмём… ну хотя бы вот это…
*Сильвер взяла в руки сферу, в глубине которой тускло, но грозно мерцало крошечное пламя, и присвистнула. *
Боггарт меня подери, ну и заклинаньице я выбрала! Это, ребята, страшное заклятье, которое тринадцать лет назад наделало шуму и в Хогвартсе, но создано оно было намного раньше. Это Fiendfyre -- заклятье, вызывающее огненных чудовищ.
Поиски оригинала этого заклятья было делом нелёгким, участие в них принимали чароведы, маголингвисты и историки магии. В переводе на современный английский лингвистическая формула этого заклинания означает «демонический огонь». Как можно заметить, значение понятия «огонь» выражено древнеанглийским корнем fyr. Это указывает на приблизительный период возникновения этих чар -- не ранее середины V и не позднее середины XII века. Разброс достаточно велик, но специалисты смогли установить, что момент появления этого заклятия приходится на вторую половину VIII века.
Как известно, 80-е годы VIII века ознаменовались первыми нападениями норманнов и датчан на Англию, тогда ещё состоящую из разрозненных королевств, только начавших объединяться вокруг Уэссекса. В эти годы престол Уэссекса занимал король Брихтрик из рода Кердика. Как явствует из трудов по истории магии, этот монарх лояльно относился к волшебникам и имел нескольких придворных магов. Одним из этих магов был Кепфус Желтобородый.
Известно, что в 782 году Кепфус был послан Брихтриком в составе небольшого отряда в одну из приграничных крепостей, чтобы оказать помощь защищавшим её воинам. В нескольких документах, содержащих свидетельства об обороне этой крепости, имеются упоминания об огненных змиях, нападавших на норманнов и испепелявших их осадные орудия. Учёные сопоставили появление этих «змиев» с прибытием Кепфуса Желтобородого в крепость и предположили, что именно он и создавал их.
Оставалось найти подтверждение этой гипотезе. Прорицатели, следуя по временному вектору, установили, что точную дату создания заклинания Fiendfyre можно найти в одном документе. Исследователям посчастливилось найти этот документ, хранящийся ныне в архиве Министерства Магии и представляющий собой обрывок письма, посланного одним из воинов, оборонявших крепость, его жене. Помимо описаний трудностей и опасностей, а также заверений в вечной любви, в этом письме содержится важнейшее для истории магии свидетельство о создании проклятия Fiendfyre. Копия этого письма выставлена в этом зале.
*Сильвер наклонилась к витрине, и, повинуясь движению её палочки, в воздух поднялся кусочек пергамента. Ещё один пасс – и в музейном зале гулко зазвучал голос воина, когда-то написавшего эти слова:
«В ночь на осеннее равноденствие мне выпал жребий стоять на стене в дозоре. Накануне в нашу цитадель прибыл посланник государя, чародей Кепфус Желтобородый. Ранее мне не доводилось встречать сего мужа, и я ничуть не сожалею о том. Чародей оказался весьма уродливым и недобрым старикашкой. Если бы к нему не благоволил сам государь, я бы скорее счёл его нашим врагом, нежели другом. Когда он бывает чем-то недоволен (а это случается чуть ли каждую минуту), он выхватывает из складок плаща сучковатую палочку, бормочет какие-то слова, и в тот же миг происходит что-то дурное: то разбивается миска, в которой ему подали кашу -- недостаточно горячую, на его вкус, то не вовремя выскочивший ему под ноги поросёнок превращается в камень. Уповаю на то, что нашему военачальнику удастся убедить чародея прекратить эти выходки, иначе всем нам грозит опасность остаться без припасов и зачахнуть к радости осаждающих цитадель норманнов.
В ночь, когда я стоял в дозоре, Кепфусу не спалось. Он взошёл на стену и остановился неподалёку от меня, теребя свою грязно-жёлтую бороду и что-то бормоча себе под нос. Взгляд его недобрых глаз был устремлён на холмы, за которыми можно было различить верхушки осадных башен наших врагов.
- Демоны, демоны… -- бормотал чародей. -- Демонов на вас наслать!
Так он бормотал, и вдруг выкрикнул:
- Да пожрут демоны ваши орудия! Да испепелят вместе с вами! Да пожрёт вас адов огонь!
С этими словами он выхватил свою сучковатую палочку. Я вжался в ограждение стены, боясь, как бы он не выместил свою злобу на мне. Но он устремил руку с палочкой в направлении холмов, за которыми пережидали ночь норманны, и прокричал:
- Fiendfyr!
Из кончика его волшебной палочки вырвался язык яркого пламени и хлестнул по сухой траве у подножия стены. Запахло костром, и я увидел, как огненная змейка поползла по земле к холмам, оставляя за собой дорожку пепла. Змейка проползла несколько ярдов, истончаясь и бледнея, и наконец исчезла совсем.
Чародей издал возглас досады и плюнул. Слюна повисла на кончике его нечёсаной бороды.
- Не то, ещё не то, -- проворчал он. -- Но знаю, что я на верном пути. Буду размышлять, буду пытаться вновь.
Он спустился со стены и зашагал по двору. С тех пор я видел его дважды, он всё так же бормочет что-то о демонах и о пламени. То ли шлифует своё заклинание, то ли это просто бред его воспалённого от злобы рассудка. Но если ему и правда удастся напустить адово пламя на норманнов и защитить нашу цитадель, я забуду о его брюзжании и наших окаменевших припасах…»
Голос умолк, и обрывок пергамента снова опустился в витрину.*
Благодаря этому письму учёные узнали, что заклинание Fiendfyre появилось через несколько дней после осеннего равноденствия 782 года, и отряд магоархеологов отправился в прошлое и зафиксировал оригинал заклинания.
Пожалуй, на этом я закончу свою лекцию, но ваша экскурсия продолжится. Вы можете ходить по всем залам музея и знакомиться с любыми экспонатами. По окончании экскурсии компасы приведут нас обратно в Хогвартс. Но сначала прошу достать ваши свитки и записать домашнее задание.
1. Осмотрите экспонаты музея и напишите о тех, которые показались вам наиболее интересными. Ученики основного класса описывают два экспоната, относящиеся к разным периодам Истории Чар, ученики подготовительного – один экспонат.
2. Если бы вы могли решать, в какой период жить и колдовать (в том числе и сегодняшний), какой из трёх вы бы выбрали? Обоснуйте ваш выбор.
Баллы идут ТОЛЬКО в личный рейтинг, поэтому в шапке работы тип рейтинга указывать не нужно.
Срок сдачи домашних работ – 11 декабря, 23:59