*Как только все ученики расселись по местам, профессор, стоя за кафедрой, прокашлялась и взмахнула своей волшебной палочкой. На доске появилось название сегодняшнего урока.*
Магозоология. Уход за Магическими Существами. История.
Прошу прощение за долгое отсутствие лекций. Мои каникулы продлились немного дольше, чем ожидалось.Сегодня, как вы уже поняли из названия лекции, мы будем проходить историю науки Магозоологии и, в частности, предмета УЗМС: его предпосылки, зарождение, развитие, а также известных личностей, непосредственно связанных с данной дисциплиной, даты, события. Не хочу терять драгоценное время, т.к. сегодняшнее наше занятие обещает быть весьма объемным. Записывать придется долго и много – советую отложить разговоры до перерыва. *Женщина коротко взглянула на настенные часы* Иначе сами же поплатитесь.
Итак, с чего начинается любая история? С предопределяющего события, скажете вы - и окажетесь наполовину правы. С задумки, с внезапной мысли, с мечты о приключениях – и снова на половину. Но это история, обычная история – а как же обстоит дело с историей науки? Не могла же она начаться с озорной мечты? Верно. Имело место событие, но и событие оказалось не простое, а переломное – обычно так и берут свои истоки различные науки. Переломным моментом, послужившим основой к основанию Магозоологии стало стремление познать окружающий мир, получить новые сведения, а старые систематизировать, усовершенствовать, дополнить.
- Хотите сказать, мисс Маслиес, что наука зародилась в эпоху Возрождения? Судя по Вашим словам… *Выкрикнул ученик Рейвенкло, сидящий за второй партой. Профессор Маслиес пристально на него посмотрела, но ничего не ответила. *
Кто из вас знает, кто является «отцом» Магозоологии? Не подглядывая в учебник, мисс. *С разных сторон класса послышались имена известных и малоизвестных личностей, как относящихся к предмету, так и не имеющих с ним ничего общего. Но один раз верное имя все же прозвучало. Профессор отметила это про себя и продолжила лекцию.*Вижу, среди вас нашелся один, кто знает ответ. Это меня не радует. Имею в виду то, что всего один человек. Верно-верно, мистер - это
Аристотель. Запишите имя и примерную дату жизни – 384 год до н. э. Аристотель известен тем, что первый решил покончить с невежеством древних греков в области животного мира (как маггловского, так и магического) и предоставить обширные знания «страждущим умам». Ученый собрал накопившийся до его времени фактический материал и дополнил его множеством собственных наблюдений. К слову о наблюдениях, большую помощь в его исследованиях и трудах оказал знаменитый царь
Александр Македонский (356 — 323 гг. до н. э.), являвшийся по совместительству еще и учеником Аристотеля. Обладавший возможностью путешествовать практически по всему миру, он доставлял ему богатый (маго-)зоологический материал из своих походов. Однако, в отличие от своего учителя, Македонский был не сведущ в магических учениях и не мог (да и не хотел, я думаю) с точностью определить, к какой области (магической или нет) относится тот или иной новый объект исследования Аристотеля. То есть, никаких нареканий или подозрений со стороны власти это не вызывало. Сам же древнегреческий ученый непосредственно относился к волшебному миру, но вот каким образом – об этом я узнаю в ваших домашних работах.
Аристотель
Аристотель не ограничивался описанием внешнего вида животных, но стремился изучать их строение, психическую жизнь, историю развития, биологию и многие из его наблюдений подтвердились в новейшее время. Самый известный его труд, получивший широкую огласку и дошедший до наших дней, хотя и не целиком, - «История животных». Информация из этой рукописи является достоянием как магического, так и немагического населения планеты. Несмотря на столь общее название, по описанием некоторых существ мы легко можем понять, что это – далеко не простое животное, встречающееся исключительно в маггловской среде обитания. Между строк читаются такие типичные представители волшебных существ как дронты, взрывопотамы, глизни, докси и даже акромантулы. Последние, правда, немного покрупнели в процессе эволюции за последние несколько десятков веков. Если вас заинтересовала эта тема – то подробнее можно прочитать в трудах об Аристотеле
Гондолин Олифант и
Мелинды Геттеридж.
И последнее, что вам нужно знать об Аристотеле – это то, что он является основоположником одной из классификаций магических существ, несмотря на его, скажем так, скудные знания о животных. Но его, несомненно, оправдывает далекое от века наших с вами возможностей время. Хотя, должна вам признаться, система его стоит гораздо выше, чем системы его преемников в последующее время, вплоть до истории новейшего времени. И, жаль, что я опустила этот факт вначале – знания о животных, неважно: магических или немагических, представляли собой очень унылую картину. Не изменилась эта ситуация и в средние века вплоть до самой эпохи Возрождения. *Профессор Маслиес посмотрела на того самого рейвенкловца, что сидел за второй партой* Или чуть раньше. Единственное, что известно про времена «застоя» науки –
Плиний Старший (I век до н.э.) скомпоновал знания Аристотеля из различных его трудов, знания ученых, предшествующих ему, мифы, легенды мест его рождения, баллады, басни о животных, добавил свои комментарии и создал единое сочинение по естественной истории своего времени. Однако, его труды не имели успеха, т.к. многое из его собственных комментариев было ошибочными суждениями, а первоначальные источники получили неверное понимание и истолкование самим Плинием. *Профессор на мгновение задумалась* А, возможно, дело в том, что копипаст не любили уже в древности.
Но идем дальше. Как я уже говорила, наука Магозоология «простаивала» до эпохи Возрождения и периода в пятьдесят лет до нее – именно во временной отрезок со 2-ой половины XIII века вплоть до 1-ой четверти XV века. Причиной возобновления популярности к науке стал, конечно же, интерес к приобретению забытых в античные времена знаний, а также арабские писатели, что перевели оригинальные работы Аристотеля (намного реже Плиния) и возродили интерес к утраченным наукам. Чуть позже появляются переводы с арабского на несколько других языков и примерно в это же время
Фома Аквинский делает первый перевод с греческого подлинника.
Кроме того, стоит отметить, что именно до этого периода маггловская наука Зоология и магическая Магозоология идут рука об руку и воспринимаются как единое целое. Волшебники древности не пытались выделить отдельную науку для изучения магических существ и животных, но уже в XIV веке решили исправить это «недоразумение». Почему – до сих пор остается загадкой. Возможно, потому что поняли, что магический мир должен иметь свою историю, отличную от маггловского мира, со своими устоями, традициями, обычаями и ценностями, несмотря даже на приближающееся неспокойное время Инквизиции. О которой, к слову, чуть позже.
Четырнадцатым веком датируется также и знаменитая попытка Совета Волшебников (органа управления магического сообщества, предшествующего современному Министерству Магии) создать
реестр волшебных существ, а также известный всем своими последствиями указ о введении
терминов «зверь» и «существо». Об этом поподробнее, ибо учебник по УЗМС считает, что каждый уважающий себя юный волшебник должен знать эти факты, дабы не повторить подобную историю. Я назвала бы это проще – балаган. *Бэтти Маслиес неестественно хмыкнула* Но обо всем в подробностях. Думаю, раз учебник предлагает нам информацию – грех ей не воспользоваться. Открываем свои учебники на странице 233 и читаем пункт «Статус существа и зверя». На все про все у вас… *Мисс Маслиес сверилась с настенными часами*… семь минут.
*Ученики зашелестели страницами, а потом класс погрузился в неестественную тишину. По истечении срока профессор взмахнула палочкой, и на классной доске появилось несколько слов:
Таблица «Становление устойчивого понятия терминов «зверь» и «существо».* Прошу переписать название таблицы себе на пергамент и разделить ее саму на три столбца – последний будет самый объемный по содержанию. Не торопитесь, запишите подзаголовки: «Инициатор», «Определение», «Процесс и последствия». Так как данные термины имеют непосредственное отношение к науке УЗМС, я буду диктовать вам содержание столбцов, а вы должны записывать все аккуратно и внимательно, не упуская деталей. Убедительно прошу выучить данный материал, как и все остальное, что я говорю: если на контрольной окажется, что вы чего-то упустили или недоучили – пеняйте на себя. В ваших же интересах сидеть тихо и прекратить переговоры на последних партах. *Бэтти Маслиес выразительно посмотрела на задние ряды* Приступим.
*После того, как вся информация была задиктованна, у каждого (профессор очень надеялась) ученика появилась заполненная таблица.*
___
_________
___________________
Инициатор | Определение | Процесс и последствия |
------------------------ | ------------------------- | ------------------------ |
Бердок Малдун – глава Совета Волшебников в XIV веке | Существо – прямоходящий представитель магического сообщества; зверями именуются все прочие, не подходящие под описание термина. | Б. Малдун пригласил «существ» на дружескую встречу с волшебниками, чтобы обсудить новые магические законы. Это оказалось ошибкой, в чем глава Совета и убедился: на встречу явилось несметное число гоблинов, которые привели с собой толпу всевозможных прямоходящих существ (пикси, тролли, феи, вурдалаки и т.д.).
Итог: вся мебель в зале Заседаний была разнесена в щепки, Б. Малдун поскользнулся на кучке помета глиноклока и, ругаясь, выбежал вон; вскоре глава Совета разочаровался в своих идеалах и зарекся на будущее приглашать на Совет только волшебников. |
-------------------------
Эльфрида Клегг – глава Совета Волшебников на рубеже XIV- XV веков. | -------------------------
Существа – любые создания, говорящие на человеческом языке; звери – все прочие, не подходящие под описание термина. | -------------------------
Э. Клегг пригласила на встречу всех, кто способен вразумительно объясняться с волшебниками. На Совет пришли гоблины, тролли (которых гоблины обучили нескольким простым фразам), джарви, приведения. Кентавры отказались участвовать, протестуя против несправедливого исключения русалок, неспособных вне воды разговаривать на каком-либо языке, кроме русалочьего.
Итог: зал Заседаний вновь был разнесен в щепки, подавляющее число присутствующих было искусано и исцарапано джарви, мадам Клегг отказалась от своей затеи. |
-------------------------
Гроган Стамп – министр магии, находящийся на своем посту в 1811 году во время принятия указа. | -------------------------
Существо – любое создание, достаточно разумное, чтобы понимать законы магического сообщества и участвовать в создании этих законов; звери - все прочие, не подходящие под описание термина. | -------------------------
Делегатов-троллей допросили в отсутствие гоблинов и пришли к выводу, что они совершенно не понимают того, что им говорят, вследствие чего их классифицировали как «зверей»; впервые в истории через переводчика пригласили русалок вступить в число существ; феи, пикси и садовые гномы, невзирая на человекоподобную внешность, без малейших колебаний причислены к зверям.
Итог: единое мнение о статусе существ и животных, действующее и по сей день. |
-------------------------
Группа экстремистов (1813 г) | -------------------------
Существо – любое создание, достаточно разумное, чтобы понимать законы магического сообщества и участвовать в создании этих законов; звери - все прочие, не подходящие под описание термина, а также магглы - люди, несведущие в магических учениях. | -------------------------
Экстремисты вышли на Министерство Магии с требованием классифицировать магглов как зверей.
Итог: требование было отклонено. |
_____________________
_________
___
Как я и говорила – балаган. Но знаете, что касается экстремистов – таковые встречаются и до сих пор, только в малых количествах. И до Министерства, нашего глубоко уважаемого Министерства …*Профессор цокнула языком и закатила глаза к потолку*… дело не доходит, в общем. Что еще касается таблицы – хотелось бы, чтобы мы еще раз, отдельно, записали термин «существ» и «зверей», который уже был предложен в общей таблице.
Существо – любое создание, достаточно разумное, чтобы понимать законы магического сообщества и участвовать в создании этих законов; зверь - все прочие, не подходящие под описание термина.
Еще раз хочу напомнить, что определение принадлежит
Грогану Стампу и датируется
1811 годом. Хочется также отметить, что в период с XII по XVI века Магозоология развивается, но очень медленно. Некоторые издания называют это «скачковым» периодом – здесь одно, через сто лет – другое, вот тут – еще одно открытие и так далее. Интерес к науке быстро появлялся, словно вспышками, но так же быстро и затухал. Предпочтение отводилось скорее точным наукам, нежели естественным. Но было одно событие, выдающееся по значимости из того «скачкового» периода, о котором мы просто не имеем права не поговорить. Помнится, я обещала вам рассказать об
Инквизиции? Точнее, о ее связи с УЗМС и Магозоологией. Думаю, все знают, что это такое и чем она была чревата для волшебников? Какие последствия имела? Очень хорошо. Я рада, что хоть это вы знаете. Об отношениях волшебников и сторонников гонения мы говорить не будем – нам же интересна животная сторона этого вопроса. Как только Инквизиция получила свое широкое распространение, для магов настали темные времена – сокрытие судьбы, побег от своей сущности, страх; волшебники начали скрываться и прятаться от решительно настроенных магглов. Как и их самих, магов то бишь, необходимо было тщательно скрывать и животных нашего мира, иначе магглов не удалось бы убедить в том, что никакой магии не существует и ужасные времена, возможно, продолжались бы намного дольше.
Сцена времен Инквизиции
Международная конфедерация волшебников вынесла этот вопрос на обсуждение в ходе знаменитого совещания
1692 года. Около семи недель продолжались бурные дебаты между волшебниками из разных стран по поводу мучительной проблемы магических созданий. Наконец, участники совещания договорились между собой –
двадцать семь (впоследствии - больше)
видов магических созданий
предстояло спрятать от глаз магглов. Как – об этом вы узнаете из следующей лекции. Не будем забегать вперед. Но, скажу вам, что именно события времен Инквизиции, в большей степени, послужили написанию
Международного статута о Секретности и расширения его статей в последствии. Вот вам и связь с Историей Магии, очаровательнейшие мои. *Мисс Маслиес соорудила слащавую улыбку на лице*
Затем – затишье. За исключением некоторых поползновений, исходящих от верхов, в попытках создать примитивный реестр «зверей» и «существ». Настоящая наука Магозоология увидит свет только с наступлением
XVI века… Чем, кстати, знаменит XVI век? Конечно же, своими исследованиями новых земель, географическими открытиями и возможностью простых людей выйти навстречу морским пучинам! С началом широкого кораблестроительства, развитием мореплавания и освоением неизведанных земель приходит и золотой век, теперь уже отдельных, двух наук – Магозоологии и Зоологии. Путешественники и исследователи двух сообществ, вместе с открытием покорением новых земель, получают и новые знания о животных; знания, что порой, переворачивают даже смелые суждения Аристотеля, не говоря уже о сказках и баснях Плиния Старшего.
Эдуард Воттон (1492-1555),
Конрад Геснер (1516-1555),
Улисс Альдрованд (1522-1605),
Геномиум Васлацкий (1499-1576),
Миранда Востроу (1503-1588),
Ярдли Платт (1446-1557) – сколько знаменитых и выдающихся имен! К слову о мистере Платте: несмотря на то, что он прославился лишь со своей «темной» стороны – сыграл свою роль известный исторический факт, что он маньяк-убийца гоблинов; тем не менее он принес большой вклад и в Магозоологию. Запомните эти имена. А лучше – запишите.
Покорители новых земель
Далее происходят все новые и новые открытия, происходящие буквально одно за другим. Однако, в Магозоологии нет такого понятия, в котором принято говорить лишь об определенном временном отрезке – чаще можно услышать, чем прославился тот или иной век. Так, XVII век был знаменитен благодаря
Квонгу По – первому магу, нашедшему применение огненным яйцам огневицы; XVIII век – женщине, чье имя я уже упоминала в лекции –
Гондолин Олифант (1720-1799). Семнадцатый век окрестили веком «троллей» не без ее помощи – миссис Олифантизвестна своими экспедициями с целью исследования жизни и привычек троллей. Непомерный вклад эта женщина внесла и в анализ теории Магозоологии. К сожалению, волшебница умерла в возрасте 78 лет – забита до смерти дубинками троллей в Котсвулде, когда делала наброски.
Гондолин Олифант
В
1750 году заканчиваются разработки способов сокрытия магических существ и зверей; выходит одноименный
сборник советов «Сокрой зверя – защити себя». В 1801 году про… А, впрочем, сухими датами и событиями всегда изобилует учебник. Если вас что-то конкретное интересует – можете прочитать там. А наше время подходит к концу. У нас остается единственный обязательный неосвещенный факт –
Ньютон А.Ф. Скамандер (1897-…) и его
«Фантастические звери и места их обитания». Ньют Скамандер – сам по себе уникальный человек для Магозоологии и УЗМС. С самого рождения мать волшебника поощряла интерес сына к мифологическим существам и это сослужило неплохую службу в будущем. Закончив школу волшебства Хогвартс, мистер Скамандер поступил на службу в Министерство Магии, где быстро продвигался по карьерной лестнице.
Реестр оборотней, созданный в
1947 году – заслуга именно мистера Скамандера. Как и
закон о Запрете на экспериментальную селекцию, принятый Министерством в
1965 году; как и его феноменальный труд, принесший ему мировую известность –
«Фантастические звери и места их обитания». Информацию для своей книги Ньют Скамандер собирал в исследовательских экспедициях за рубежом, параллельно работая в то время в Бюро по изучению и сдерживанию драконов. За заслуги в области Магозоологии в
1979 году мистер Скамандер был удостоен ордена Мерлина второй степени.
Ньютон Скамандер, изображенный на карточке-вкладыше из «Шоколадной лягушки».
Ну вот и все. *В этот момент ударил колокол* Вообще, хочу сказать, что историю всей науки невозможно уложить в одну лекцию – множество фактов и подробностей будет сжато или безбожно упущено. Я сегодня попыталась преподнести вам все самое основное. Насколько удачно у меня вышло – решать вам. А сейчас запишите домашнее задание и можете быть свободны. До скорой встречи.
Домашнее задание:
Для подготовительного класса:
1 – По официальным данным, дошедшим до наших дней, Аристотель не являлся волшебником – так ли это на самом деле? На лекции я упомянула, что древнегреческий ученый был связан с магией – в ваших домашних работах я хочу узнать, каким образом. Проведите собственное исследование или напишите работу на основе уже существующего материала. Пытайтесь анализировать. Объем: минимум 1 свиток – 25 баллов.
2 – Предложите свое определение терминам «существо» и «зверь», кратко поясните его (почему именно так?) – 5 баллов.
Для основного класса:
1 – По официальным данным, дошедшим до наших дней, Аристотель не являлся волшебником – так ли это на самом деле? На лекции я упомянула, что древнегреческий ученый был связан с магией – в ваших домашних работах я хочу узнать, каким образом. Проведите собственное исследование или напишите работу на основе уже существующего материала. Пытайтесь анализировать. Объем: минимум 1,5 свитка – 30 баллов.
2 – В лекции было названо шесть имен «золотого века» науки Магозоологии – выберете одно из них и напишите мне подробно об этом человеке и его вкладе в науку. Малоизвестным фактам буду только рада. Если никто из предложенных мною мореплавателей и исследователей вам не понравился – выберете своего и напишите о нем. Возможно, сможете меня удивить – хотя на вашем месте я бы на это не рассчитывала. Объем: минимум 1,5 свитка – 20 баллов.
Задание для дополнительных баллов в Рейтинг факультета:
Вопрос, непосредственно относящийся к теме сегодняшней лекции:
Всем известно, что в Отделе регулирования магических популяций и контроля над ними существует три подразделения: Сектор зверей, Сектор существ и Сектор призраков. Какова причина того, что призракам полагается отдельный сектор и кто был его учредителем? – 5 баллов.
Напоминаю правила при выполнении данного задания! Ответ засчитывается первому, приславшему правильный ответ, ученику.
Срок сдачи работ: до 13 февраля, включительно.
*Закончив лекцию, профессор стремительно вышла из кабинета.*