*Профессор де Куртене совсем не нервничала. Она уже много лет работала со студентами. Разумеется, волшебники Египта сильно отличались от британцев. К тому же, в Академию Алхимии поступали юноши и девушки, уже окончившие школу. А здесь некоторые студенты отличались очень юным возрастом. И все же, профессор верила, что их всех объединяет одно - желание знать.
Кассандра вышла к ученикам за минуту до начала лекции. Она села с ними за один стол. Взмахнула палочкой, и на доске появилась тема занятия...*
Лекция 1. Современная алхимия. Актуальные проблемы, цели и задачи. Уровни доказательности.
- Здравствуйте, класс. Меня зовут Кассандра де Куртене. Вы можете обращаться ко мне словами профессор, миссис, или мадам. Прошу ознакомиться с правилами поведения в кабинете. Организация наших занятий будет очень проста. Я читаю вам несколько лекций, после которых будут проводиться коллоквиумы или тестирования. Также нас ждут практические занятия, к которым мы приступим, когда я буду уверена в ваших знаниях, а вы - в своей инициативности. Для особо заинтересовавшихся предлагаются научные проекты, исследовательские работы (для этого необходимо прислать мне сову, и вам будет предложен список актуальных тем). Лекция длится два с половиной часа (пол часа перерыв). Если вам нужно выйти по личной необходимости, не стоит отвлекать остальных, просто сделайте знак рукой, и я вас отпущу. Баллы выставляются за выполнение домашних заданий (когда практические занятия, за ответы на уроках и хорошие результаты практической работы). Если тематика лекций оказалась вам непонятной, или вы чувствуете, что что-то не усвоили, присылайте мне письмо, и я с радостью отвечу на все ваши вопросы, при необходимости назначу дополнительную встречу. И так...
Как показала практика, студенты плохо запоминают исторические справки. История развития какой бы то ни было науки подсознательно приравнивается к «дополнительному материалу» и читается между строк. Однако экзамен будет включать вопросы по истории, и потому я предлагаю вам сделать следующее. В своей домашней работе вы напишите небольшое реферативное сообщение (о правилах оформления я скажу позже), в котором отразите историю развития Алхимии через наиболее выдающихся ее деятелей. Таким образом каждый из вас ознакомится с материалом, и мы не будем тратить на это время занятия.
Сегодня мы познакомимся с понятием «современная Алхимия» и попытаемся разобраться, в чем же ее отличие от традиционных догм.
Прежде всего, нужно понимать, что до двадцать первого века Алхимия была развивающейся наукой. Ее исследование носило эмпирический характер. Даже создание Философского камня основано на методе проб и ошибок; и результат – редкий эволюционный успех, поэтому никому больше не удалось повторить этот уникальный эксперимент. Многие пытались, конечно, но без упорядоченных расчетов и комбинаций ингредиентов это сделать невозможно. Что и приводит нас к определению Алхимии.
Современная Алхимия – это наука, изучающая сочетание различных природных или синтетических элементов под воздействием Чар, предполагающая изменение состава веществ через вычисление их свойств и пропорций и приводящая к созданию мощных магических артефактов.
Слишком замудренное определение, согласна. Поэтому давайте разбираться.
Что такое наука, думаю, всем понятно. Следующий пункт – сочетание различных природных или синтетических элементов под воздействием Чар. Природные элементы – это все то, что нас окружает. Это не только горные породы, минералы и камни. Это ветер, воздух, вода, солнечный и лунный свет. Если мы возьмем кору дерева и поместим ее на воду, то получим плот. Или если мы вытащим красивый цветной камень из воды, на солнце он быстро высохнет и превратится в обычную серую гальку. А представьте, если мы вдобавок ко всем этим процессам, применим Чары. Наш плот сможет утонуть, или вберет в себя столько воды, что станет с ней единым целым. А камень так и останется прекрасным. И в этом заключается не только смысл применения Чар, но и суть самой Алхимии. Изменение состава вещества.
Синтетические элементы – это продукт человека. Вот уже много лет мы синтезируем элементы, которые могли бы решить основные мировые проблемы. Однако в Алхимии их действие непредсказуемо и может быть опасно. Взаимодействие синтетических веществ мы изучим к концу курса.
Рис 1. На картинке слева изображены природные элементы, справа - синтетические.
Следующее, это вычисление свойств и пропорций. Чтобы изменить вещество надо знать, с чем имеешь дело. Для этого необходимо как следует изучить его свойства. Для вычисления пропорций самыми выдающимися алхимиками были созданы специальные формулы и уравнения, с которыми мы познакомимся на последующих лекциях. В двадцать первом веке эти формулы были систематизированы и усовершенствованны. Они уже не имеют такой разбросанный характер, как вначале двадцатого века, и практическая польза от них гораздо выше.
Рис 2. Слева - алхимические знаки средневековья, справа - современная систематизация.
И, наконец, создание мощных магических артефактов. Яркий пример – Философский камень. Артефакт, который может продуцировать эликсир бессмертия, а также излечивать все болезни. В сущности, именно поиски Философского камня привели к развитию Алхимии как науки. Сейчас создают артефакты менее масштабные, но, несомненно, важные. В сфере колдомедицины – это артефакты, поддерживающие работу сердца, почек и других органов, помогающие людям с ограниченными возможностями жить полноценной жизнью. В военной сфере – это оружие. В торговле даже есть алхимические предметы быта по типу косметики, или тканей для одежды. Но эти блага доступны далеко не каждому, ввиду редкости продукции и продолжительного труда, который необходим, чтобы эту продукцию создать. Даже я никогда не видела элемента Aurum stagni, из которого сделаны румяна индийской принцессы.
И так, в чем же
актуальность современной Алхимии?
В том, что перед людьми все еще стоит вопрос об обретении вечной жизни, об излечении от всех болезней. О познании природы, стихий, всего того, что нас окружает. О философском смысле бытия. Изменчивости сути вещества, и об управлении им. Алхимики прошлого доказали, что все это возможно. А алхимики будущего стараются воплотить все эти мечты в жизнь.
Цель Алхимии остается все та же. Поиск формулы Философского камня. Создание эликсира бессмертия. Но помимо этого, современная Алхимия направлена на достижение абсолютного магического, энергетического и духовного познания. Если выражаться грубо, цель – посмотреть в глаза Богу, понять, что мы делаем не так и в чем мы ошибаемся, и исправить это. Не Бога исправить. Исправить себя. Улучшить этот мир, начав с сочетания самых сложных элементов и веществ в самом человеке.
На наших занятиях мы пока не будем касаться глобальных вопросов и для начала разрешим следующие
задачи Алхимии:
1) изучение свойств вещества и влияние различных Чар на изменение его состава
2) ознакомление с пропорциями алхимических артефактов, вычисление основных элементов и определение вектора их взаимодействий
3) сопоставление Алхимии с другими магическими науками
4) создание простого алхимического артефакта.
Да, вы не ослышались. В рамках практического занятия мы с вами попытаемся создать простой алхимический артефакт. По факту это будет вещество, сочетающее в себе несколько элементов и обладающее слабым магическим действием. Но зато это окажется вам под силу и уместно в рамках школьного эксперимента.
Например, стекло этой пробирки сделали мои студенты из Каира. В этом «стекле» слились несколько дополнительных элементов, которые сохраняют свойства зелья (вы видите его внутри пробирки) до тех пор, пока жидкость находится внутри. Стоит только извлечь зелье наружу, как оно теряет свою силу. Подобный трюк может пригодиться в хранении опасных и токсических веществ, просроченных или снятых с использования.
Первый вопрос, который мы задаем себе, когда видим это стекло, - из чего оно состоит? Состав вещества – понятие, являющееся неотъемлемой частью науки Алхимия. Для создания этого, пусть и простенького артефакта, были применены не только чары трансфигурации, но и комбинация зелий-противоядий, одним из ингредиентов которого является корень мандрагоры, а также эликсир лунного света и морской соли. Казалось бы, вещество несложное, но даже для него нужно столько компонентов, которые не всегда легко достать.
Как видите, без знаний Чар и Зельеварения невозможно создать алхимический артефакт.
Трансфигурация – означает видоизменение, преображение. Уже определение этого слова говорит нам о тесной связи с Алхимией. В Трансфигурации также, для превращения одного предмета в другой, используются специальные формулы и тактики.
В Алхимии трасфигурация используется не только для создания веществ «из ничего», но и для превращения неосязаемых веществ в осязаемые. Например, если вы увидите в рецепте строчку «эликсир лунного света из крыла бабочки», не пугайтесь. Вам всего то нужно трансфигурировать лунные лучи в бабочку. Сложно? На первый взгляд да. Но со временем вы научитесь. Наиболее простой пример – трансфигурация камня в каплю воды. Зачем? Помните, что я говорила о природных элементах? Иногда единственный способ добиться сочетания свойств этих элементов – трансфигурация.
Но самой близкой наукой к Алхимии, конечно же, считается Зельеварение. Принципиальное отличие в том, что создание зелий направлено на решение вопросов «здесь и сейчас». У зелий есть свой срок годности, есть магические свойства, которые ослабевают или усиливаются под воздействием внешних факторов. Зелья это нечто бесформенное и жидкое. Это продукт сочетания различных растительных, животных ингредиентов под действием чар (или без).
Продуктом Алхимии всегда является артефакт. Артефакт, который как раз и производит зелья, эликсиры, материал и так далее. Это то, что будет действовать вечно (разумеется, пока вы не уничтожите его). Чаще всего это твердое вещество, созданное из самых различных и, казалось бы, никак не связанных между собой элементов. Большинство магических артефактов, которые вы изучаете отдельной дисциплиной, являются последствием алхимических опытов, алхимического синтеза (
синтез – процесс объединения каких-либо веществ для получения одного с общими свойствами).
Как видите, Алхимия тесно связана со многими магическими науками. И мы еще ни раз будем касаться их взаимодействий.
Следующая часть нашей лекции посвящена уровням доказательности в Алхимии.
Доказательная Алхимия – это подход к практической деятельности, при котором все мероприятия проводятся, исходя из имеющихся доказательств их эффективности и безопасности.
Отличием доказательной Алхимии от традиционной является использование более достоверных доказательств. Основной принцип доказательной Алхимии – прозрачность. Любое практическое решение должно быть обосновано доказательствами, которые могут быть проверены другими исследователями.
Благодаря доказательной Алхимии были выведены основные формулы, с помощью которых на сегодняшний день возможно создание тех или иных магических артефактов. Опять же, доказательная Алхимия была создана методом проб и ошибок. Чтобы упорядочить результаты экспериментов, учеными были составлены уровни доказательности. Опираясь на них, стало гораздо легче планировать практическую деятельность. Можно сказать, что уровни доказательности – это готовый материал для создания алхимических артефактов.
Уровни обозначаются римскими цифрами I, II, III, IV и V.
I уровень – доказательства получены в результате мета-анализа (
опред: это объединение результатов нескольких исследований с помощью статистики, для выявления наиболее справедливой гипотезы) большого числа хорошо спланированных контролируемых исследований. Рандомизированные исследования (
опред: это исследования, при которых вещества распределяются случайным образом и имеют одинаковую возможность получить те или иные магические свойства) с низким уровнем ложнопозитивных и ложнонегативных ошибок.
II уровень – доказательства основаны на результатах не менее одного хорошо спланированного экспериментального исследования. Рандомизированные исследования с высоким уровнем ложнопозитивных и ложнонегативных ошибок.
III уровень – доказательства основаны на результатах хорошо спланированных экспериментальных исследований. Нерандомизированные, контролируемые исследования с одной группой веществ, исследования с группой исторического контроля и т.д.
IV уровень – доказательства получены в результате хорошо спланированных неэкспериментальных исследований. К таким исследованиям относятся наблюдение, анализ продуктов деятельности, метод экспертных оценок, исследование истории и развития тех или иных элементов.
V уровень – доказательства основаны только на эмпирическом опыте.
Я понимаю, что сейчас этот материал может казаться вам сложным и непонятным, но со временем все встанет на свои места. По мере изучения различных алхимических артефактов, мы будем определять, к какому уровню доказательности они относятся.
Алхимия в принципе одна из самых сложных наук. Я не буду спрашивать с вас много (только с тех, кто захочет связать с Алхимией свою жизнь). Но если у вас возникают вопросы, не стесняйтесь подходить ко мне после лекции и спрашивать.
А теперь домашнее задание:
сообщение на тему «История развития Алхимии».
Оформление: - вначале эссе указываете свои данные (имя, фамилия, факультет, курс)
- не забывайте писать тему
- доклад должен быть составлен по следующей схеме: имя алхимика – что изобрел (теоремы, артефакты, формулы и т.д.) – годы исследований – вклад в современную Алхимию.
Например: Гектор Дагворт-Грейнджер – основатель общества зельеваров и алхимиков – 1692-1704 гг – благодаря ему были выведены формулы, сочетающие законы Зельеварения и законы Алхимии и т.д.
- самое главное правило – не списывать
- объем не имеет значения.
За выполнение этого задания вы можете заработать максимум 30 баллов (в зависимости от количества и качества).
Для тех, кто хочет заработать дополнительные баллы (не обязательное задание!):
вы можете выбрать любого понравившегося алхимика и отдельно написать о нем эссе в свободной форме.
Срок сдачи работы до 26 декабря включительно. Об отсрочках сообщать личным письмом.
Спасибо за внимание!