Проблема вагонетки
Проблема вагонетки
Как бы вы решили "Проблему вагонетки"?
Проблема вагонетки (англ. Trolley problem) — мысленный эксперимент в этике, впервые сформулированный в 1967 году английским философом Филиппой Фут. Находясь вне рамок стандартных философских вопросов, проблема вагонетки играет большую роль в когнитивистике и нейроэтике.
Формулировка: Тяжёлая неуправляемая вагонетка несётся по рельсам. На пути её следования находятся пять человек, привязанные к рельсам сумасшедшим философом. К счастью, вы можете переключить стрелку — и тогда вагонетка поедет по другому, запасному пути. К несчастью, на запасном пути находится один человек, также привязанный к рельсам. Каковы ваши действия?
Проблема вагонетки (англ. Trolley problem) — мысленный эксперимент в этике, впервые сформулированный в 1967 году английским философом Филиппой Фут. Находясь вне рамок стандартных философских вопросов, проблема вагонетки играет большую роль в когнитивистике и нейроэтике.
Формулировка: Тяжёлая неуправляемая вагонетка несётся по рельсам. На пути её следования находятся пять человек, привязанные к рельсам сумасшедшим философом. К счастью, вы можете переключить стрелку — и тогда вагонетка поедет по другому, запасному пути. К несчастью, на запасном пути находится один человек, также привязанный к рельсам. Каковы ваши действия?
"It's easier to fool people than to convince them that they have been fooled" (Mark Twain)
"The nine most terrifying words in the English language are, 'I'm from the government, and I'm here to help.'" (Ronald Reagan)
"The nine most terrifying words in the English language are, 'I'm from the government, and I'm here to help.'" (Ronald Reagan)
- Almi2017
- Профессор
- Сообщения: 26035
- Зарегистрирован: 28 окт 2017 13:25
- Пол: женский
- Откуда: Самара
- Контактная информация:
Проблема вагонетки
Перенесено из темы "Идеальный мир..Существует ли он и можно ли его создать??"
Откуда у вас берётся это "за счёт"? Эти 100+ не являются заранее требуемым условием для выживания 1000000+. Это происходит не по решению 1000000+, а вопреки их воле, никто не планирует эти жертвы. И ЛЮБОЙ из 1000000+ может оказаться в той самой сотне, это совершенно непредсказуемо. Поэтому никакого "за счёт" здесь близко нет. Шансы попасть в 100+ у людей в целом равные - по крайней мере, к этому надо стремиться. И к тому, чтобы вообще по максимуму избежать гибели 100+. Что и делается в мире, только вы этого видеть упорно не желаете.
По несчастью или к счастью
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.
Даже если пепелище
Выглядит вполне
Не найти того, что ищем,
Ни тебе, ни мне.
(Г. Шпаликов)
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.
Даже если пепелище
Выглядит вполне
Не найти того, что ищем,
Ни тебе, ни мне.
(Г. Шпаликов)
Re: Проблема вагонетки
Перенесено из темы "Идеальный мир..Существует ли он и можно ли его создать??"
Вообще-то постановка задачи была "пожертвовать сотней ради миллионов".
А вы не понимаете, что ни 100, ни 1 не должен быть тут "разыгран" по этой "лотерее", да? И что так должно быть, а не "равенство шансов". Это еще добавка к вашему намерению "убить нескольких ради спасения миллиардов".
Вообще-то постановка задачи была "пожертвовать сотней ради миллионов".
Шансы попасть в 100+ у людей в целом равные - по крайней мере, к этому надо стремиться.
А вы не понимаете, что ни 100, ни 1 не должен быть тут "разыгран" по этой "лотерее", да? И что так должно быть, а не "равенство шансов". Это еще добавка к вашему намерению "убить нескольких ради спасения миллиардов".
- Afterlife
- Профессор
- Сообщения: 8187
- Зарегистрирован: 16 июл 2016 18:42
- Псевдоним: Trixxi
- Пол: женский
- Откуда: Найт-Сити
Re: Проблема вагонетки
Перенесено из темы "Идеальный мир..Существует ли он и можно ли его создать??"
На самом деле эта задачка с вагонеткой, которую применяли в тех или иных исследованиях, в частности, в исследованиях Д. Грина, позволила определить, что эмпатия и сопереживание присущи человеку на биологическом уровне, а мораль - один из эволюционных механизмов, призванный защитить человечество как биологический вид. Для большинства вариант сбросить толстяка на рельсы казался более аморальным и неприемлемым, нежели перевести стрелку или ничего не делать.
Более того, за эти два разных варианта отвечают разные зоны ГМ. Вариант с переводом стрелки затрагивал те же зоны, что участвуют в ведении наших повседневных дел. А вариант с толстяком вызывал сильный эмоциональный отклик.
Мораль позволяет пользоваться преимуществами кооперации. "Кооперация развивается только если индивидуумы, склонные к сотрудничеству, побеждают тех, что нет. Поэтому, если мораль — способ адаптации, мы нравственны только потому, что наши моральные предки выиграли у их менее сговорчивых сородичей. Поэтому, мораль, как способ адаптации, не только заставляет ставить «мы» выше в приоритете чем «я», но и «мы» выше чем «они»
Поэтому говорить, что мир, и в частности, человечество, основаны на противостоянии или страдании, уже в корне неверно. Даже у животных присутствует такое явление, как эмпатия. Или ее зачатки. Животные склонны кооперироваться, даже если их повседневный образ жизни этого не предполагает.
Скажу больше, даже роботы могут кооперироваться. Это, конечно, звучит как что-то из разряда фантастики, но такие исследования проводились. Причем в их программу не заложена непосредственно функция действовать сообща. Это вычисляется ими самостоятельно.
На самом деле эта задачка с вагонеткой, которую применяли в тех или иных исследованиях, в частности, в исследованиях Д. Грина, позволила определить, что эмпатия и сопереживание присущи человеку на биологическом уровне, а мораль - один из эволюционных механизмов, призванный защитить человечество как биологический вид. Для большинства вариант сбросить толстяка на рельсы казался более аморальным и неприемлемым, нежели перевести стрелку или ничего не делать.
Более того, за эти два разных варианта отвечают разные зоны ГМ. Вариант с переводом стрелки затрагивал те же зоны, что участвуют в ведении наших повседневных дел. А вариант с толстяком вызывал сильный эмоциональный отклик.
Мораль позволяет пользоваться преимуществами кооперации. "Кооперация развивается только если индивидуумы, склонные к сотрудничеству, побеждают тех, что нет. Поэтому, если мораль — способ адаптации, мы нравственны только потому, что наши моральные предки выиграли у их менее сговорчивых сородичей. Поэтому, мораль, как способ адаптации, не только заставляет ставить «мы» выше в приоритете чем «я», но и «мы» выше чем «они»
Поэтому говорить, что мир, и в частности, человечество, основаны на противостоянии или страдании, уже в корне неверно. Даже у животных присутствует такое явление, как эмпатия. Или ее зачатки. Животные склонны кооперироваться, даже если их повседневный образ жизни этого не предполагает.
Скажу больше, даже роботы могут кооперироваться. Это, конечно, звучит как что-то из разряда фантастики, но такие исследования проводились. Причем в их программу не заложена непосредственно функция действовать сообща. Это вычисляется ими самостоятельно.
Нельзя отбрасывать тень, если нет света
(Шедоухарт, Baldur's Gate 3)
(Шедоухарт, Baldur's Gate 3)
Re: Проблема вагонетки
Да чего уж тут неверно. Ваша "кооперация" - та же массовость, один из "трех китов", формирует толпу, и часто против одиночек. Примечательно, что перевод стрелки даже воспринимается как "повседневное дело" и ставится в один ряд с "ничего не делать", раз там на рельсах лежит один человек. Очевидно, на него хваленая мораль не распространяется. Хотя это уже значит приложить руку к убийству. Я потому и написала, что просто бездействовать психологически проще. А оно вон как.
Интересно, сколько еще человек ответили, подобно Янсену, что 5 "ценнее" одного.
- Afterlife
- Профессор
- Сообщения: 8187
- Зарегистрирован: 16 июл 2016 18:42
- Псевдоним: Trixxi
- Пол: женский
- Откуда: Найт-Сити
Re: Проблема вагонетки
Нет, кооперация - это не массовость. И не предполагает действовать против кого-то. Это как если бы Мародеры были не против Снейпа, а вместе с ним.
Перевод стрелки и бездействие - это рациональный вариант. У нас нет другого выбора, кроме этих двух. И речь не идет об утверждении, что 5 человек ценнее одного. Речь идет о действии в конкретной ситуации. "Ничего не делать" для многих тоже выглядит как убийство пятерых человек.Примечательно, что перевод стрелки даже воспринимается как "повседневное дело" и ставится в один ряд с "ничего не делать", раз там на рельсах лежит один человек. Очевидно, на него хваленая мораль не распространяется. Хотя это уже значит приложить руку к убийству. Я потому и написала, что просто бездействовать психологически проще. А оно вон как.
Интересно, сколько еще человек ответили, подобно Янсену, что 5 "ценнее" одного.
Нельзя отбрасывать тень, если нет света
(Шедоухарт, Baldur's Gate 3)
(Шедоухарт, Baldur's Gate 3)
Re: Проблема вагонетки
В жизни все не так, и вы сами привели этот пример. Мародеры никакого желания "кооперироваться" со Снеггом не выказывали, и никакой морали тоже. То же доказывает множество форм школьной и не только травли.
Перевод стрелки и бездействие - это рациональный вариант.
Так можно сказать, что и толстяка сбросить - рациональный вариант.
Вот как? Тогда почему в условиях задачи подчеркивается неравное количество человек на рельсах?И речь не идет об утверждении, что 5 человек ценнее одного.
Это вынужденное бездействие. Не то, что перевод стрелки, удивительно, что это вообще равняют. Это как если кто-то кинет гранату без чеки в толпу, а у тебя есть возможность поднять эту гранату и кинуть в другую толпу. Если так сделал, то ты приложил руку к убийству сам."Ничего не делать" для многих тоже выглядит как убийство пятерых человек.
Re: Проблема вагонетки
Не знаю, бездействие - это тоже действие. Причем в данном случае при бездействие погибнут пять человек и в вашей власти было этого не допустить. Т.е. по сути делая выбор ничего не делать вы совершаете убийство. Поэтому лично для меня это не будет психологически проще.
Чтобы я выбрала, не знаю. Скорее всего пожертвовала собой, потому что решать, кому жить, а кому умереть я бы не хотела.
"It's easier to fool people than to convince them that they have been fooled" (Mark Twain)
"The nine most terrifying words in the English language are, 'I'm from the government, and I'm here to help.'" (Ronald Reagan)
"The nine most terrifying words in the English language are, 'I'm from the government, and I'm here to help.'" (Ronald Reagan)
Re: Проблема вагонетки
Чтобы посмотреть, как человек будет рассуждать. Если сделать равное количество, то невозможно будет узнать, важно ли для человека количество людей на каждой стороне или нет.
"It's easier to fool people than to convince them that they have been fooled" (Mark Twain)
"The nine most terrifying words in the English language are, 'I'm from the government, and I'm here to help.'" (Ronald Reagan)
"The nine most terrifying words in the English language are, 'I'm from the government, and I'm here to help.'" (Ronald Reagan)
Re: Проблема вагонетки
Нет, я выше написала. И привела пример с гранатой и двумя толпами. Вы не способствовали своими действиями тому, чтобы кто-то привязал их к рельсам и запустил вагонетку, но переключив стрелку, вы предпримете активные действия по чьему-то убийству.
Re: Проблема вагонетки
Так и я об этом, тут не в кооперации дело. Гляньте, что Янсен ответил. А он типичный.
А вот ответ "пожертвую собой" вообще из разряда тех, что могут быть достоверными только на практике. Сидя вдали от экстремальной ситуации, человек не может знать, пожертвует он собой или нет. Перед лицом смерти люди могут меняться до неузнаваемости. Вернее, даже не меняться, а вести себя совсем не так, как ожидали.
- Afterlife
- Профессор
- Сообщения: 8187
- Зарегистрирован: 16 июл 2016 18:42
- Псевдоним: Trixxi
- Пол: женский
- Откуда: Найт-Сити
Re: Проблема вагонетки
Ну если бы все поступали так, как Мародеры, то наш вид давно бы вымер. Человек, по сравнению со своими далекими предками-обезьянами, довольно слабое существо в физическом плане. Случаи травли, конечно, случаются в человеческом обществе, но это заведомо неэффективная стратегия, она абсолютно иррациональна и часто, при приложении усилий со стороны, исходит на нет.
Нельзя. Как я писала, этот вариант вызывал наибольший эмоциональный отклик. Потому что в данном случае мы непосредственно убиваем человека, стоящего рядом с нами. В этом случае утверждение, что 5 человек ценнее одного уже не работает.Так можно сказать, что и толстяка сбросить - рациональный вариант.Перевод стрелки и бездействие - это рациональный вариант.
Потому-то первый вариант решения и назван "рациональным", потому что исходит чисто рационального соображения, что "5 ценнее 1". И вариант "ничего не делать" тоже исходит из рационального соображения.
А НЕ сбросить одного человека на рельсы, пожертвовав пятью, исходит уже из других соображений, чисто эмоциональных, эмпатийных,
Потому что это задача не для выяснения, чья жизнь ценнее. А для выяснения, чем руководствуются люди в тех или иных ситуациях. Даже если речь не идет о чьих-то жизнях. Как эксперимент Милгрэма исследует не склонность людей к садизму. А их склонность подчиняться авторитету.Вот как? Тогда почему в условиях задачи подчеркивается неравное количество человек на рельсах?И речь не идет об утверждении, что 5 человек ценнее одного.
[/quote]Это вынужденное бездействие. Не то, что перевод стрелки, удивительно, что это вообще равняют. Это как если кто-то кинет гранату без чеки в толпу, а у тебя есть возможность поднять эту гранату и кинуть в другую толпу. Если так сделал, то ты приложил руку к убийству сам."Ничего не делать" для многих тоже выглядит как убийство пятерых человек.
А перевод стрелки - это вынужденное действие.
Не смотрели фильмы из серии "Пила"? Где людям предлагалось спасти свою жизнь, обычно за счет чужой жизни. Или пожертвовать своей, но оставить другого в живых. Люди поступали по-разному. Но ни в одном из случаев это не приносило им удовольствия, даже тем, кто остался в живых. Такие вещи оставляют сильные психологические травмы. Но, ЕМНИП, выживших никто не обвинял в убийстве. Ибо они находились в конкретных условиях, созданных садистом.
Нельзя отбрасывать тень, если нет света
(Шедоухарт, Baldur's Gate 3)
(Шедоухарт, Baldur's Gate 3)
Re: Проблема вагонетки
Конечно же, в общем случае, пять человек ценнее чем один.
Какие тут могут быть сомнения?
А бездействие - такое же убийство, как и перевод стрелки, только убийство большего количества человек.
Re: Проблема вагонетки
Конечно, те группы, которые ставили интересы "они" выше, чем интересы "мы" в природе просто не выживали.Man'ari писал(а): ↑14 окт 2019 06:26"Кооперация развивается только если индивидуумы, склонные к сотрудничеству, побеждают тех, что нет. Поэтому, если мораль — способ адаптации, мы нравственны только потому, что наши моральные предки выиграли у их менее сговорчивых сородичей. Поэтому, мораль, как способ адаптации, не только заставляет ставить «мы» выше в приоритете чем «я», но и «мы» выше чем «они»
Поэтому, деление людей на "своих близких" и "всех остальных" - естественно и правильно.
(И даже эволюционно обусловлено)
- Afterlife
- Профессор
- Сообщения: 8187
- Зарегистрирован: 16 июл 2016 18:42
- Псевдоним: Trixxi
- Пол: женский
- Откуда: Найт-Сити
Re: Проблема вагонетки
Здесь, наоборот, имеется в виду, что деление на "мы" и "они" неверно. Идея кооперации предполагает, что общности будут относится к "они" так же, как к "мы". Человек отделился от природы, т.е. стал выделять свое Я. Но ему все еще нужно быть частью чего-то большего.JanJansen писал(а): ↑14 окт 2019 11:02Конечно, те группы, которые ставили интересы "они" выше, чем интересы "мы" в природе просто не выживали.Man'ari писал(а): ↑14 окт 2019 06:26"Кооперация развивается только если индивидуумы, склонные к сотрудничеству, побеждают тех, что нет. Поэтому, если мораль — способ адаптации, мы нравственны только потому, что наши моральные предки выиграли у их менее сговорчивых сородичей. Поэтому, мораль, как способ адаптации, не только заставляет ставить «мы» выше в приоритете чем «я», но и «мы» выше чем «они»
Поэтому, деление людей на "своих близких" и "всех остальных" - естественно и правильно.
(И даже эволюционно обусловлено)
Нельзя отбрасывать тень, если нет света
(Шедоухарт, Baldur's Gate 3)
(Шедоухарт, Baldur's Gate 3)
Re: Проблема вагонетки
Никаких сомнений нет, что это неправда. Вы яблоки от жизней не отличаете. Впрочем, даже для яблок это не всегда верно.
А бездействие - такое же убийство,
Здорово, что вы признаете это даже для такой ситуации. Надеюсь, теперь мне никто не будет задавать вопрос о якобы "непричастных" ко злу в мире, которые якобы невиновны, потому что сами не палачествуют.
- Afterlife
- Профессор
- Сообщения: 8187
- Зарегистрирован: 16 июл 2016 18:42
- Псевдоним: Trixxi
- Пол: женский
- Откуда: Найт-Сити
Re: Проблема вагонетки
Ну, тут есть разные ситуации все-таки. Например, при взрыве ЧАЭС некоторые из тех, кто должен был что-то сделать, ничего не сделали - не сообщили о катастрофе, не предотвратили усугубление ситуации и пр. Это называется преступной халатностью.
А то, что кто-то совершенно посторонний не сорвался с места, чтобы что-то сделать в подобном случае, все же не накладывает на него вину за бездействие.
Нельзя отбрасывать тень, если нет света
(Шедоухарт, Baldur's Gate 3)
(Шедоухарт, Baldur's Gate 3)
Re: Проблема вагонетки
Ну, значит, это как-то хитро в контексте предполагается.Man'ari писал(а): ↑14 окт 2019 11:15Здесь, наоборот, имеется в виду, что деление на "мы" и "они" неверно. Идея кооперации предполагает, что общности будут относится к "они" так же, как к "мы". Человек отделился от природы, т.е. стал выделять свое Я. Но ему все еще нужно быть частью чего-то большего.JanJansen писал(а): ↑14 окт 2019 11:02Конечно, те группы, которые ставили интересы "они" выше, чем интересы "мы" в природе просто не выживали.Man'ari писал(а): ↑14 окт 2019 06:26"Кооперация развивается только если индивидуумы, склонные к сотрудничеству, побеждают тех, что нет. Поэтому, если мораль — способ адаптации, мы нравственны только потому, что наши моральные предки выиграли у их менее сговорчивых сородичей. Поэтому, мораль, как способ адаптации, не только заставляет ставить «мы» выше в приоритете чем «я», но и «мы» выше чем «они»
Поэтому, деление людей на "своих близких" и "всех остальных" - естественно и правильно.
(И даже эволюционно обусловлено)
Потому, что фразу:"Поэтому, мораль, как способ адаптации, не только заставляет ставить «мы» выше в приоритете чем «я», но и «мы» выше чем «они»",- сложно понять как-то по другому.
С фразой, что "мы" выше, чем "они" - согласен.
С тем, что это не так - соответственно, нет)))
С тем, что деления на "мы" и "они" неверно... тоже не согласен.
Человек, который предает интересы "мы" ради "они"... В итоге имеет большие шансы потерять всех и всё.
Вот представим себе обычного средневекового монарха, который правит опираясь на верных вассалов.
А теперь представим, что он вдруг... перестал ставить интересы этих близких вассалов выше всех прочих.
Он быстро после этого перестанет быть королем.
И на его место придет новый король, уже правильный, для которого прежде всего интересы "мы", а все "они" - на втором месте.
Или перейдем поближе к современности.
Помните песенку про "Гренаду". Там есть слова:
Spoiler
Показать
"Я хату покинул пошел воевать,
Чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать.
Прощайте родные, прощайте семья,
Гренада, Гренада моя.
Чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать.
Прощайте родные, прощайте семья,
Гренада, Гренада моя.
И вот: он один усталый, больной, с нервами расшатанными посттравматическим синдромом... И всю жизнь, по сути, надо начинать заново.
Или перейдем еще поближе к современности. Вот задача о вагонетке (Модифицированная).
Семьям тех героев, кто в такой ситуации рискнет прыгнуть на рельсы, придется дальше как-то справляться без них.
И неизвестно, как они справятся. (А вдруг вообще не справятся?)
ИМХО: прыжок на рельсы, чтобы спасти пять человек, поступок, конечно, героический, но при этом, крайне безответственный.
Вот и получается, что и в древние времена, и в современности тактика превознесения интересов "мы" над интересами "они" - это самая разумная тактика.
Последний раз редактировалось JanJansen 14 окт 2019 14:19, всего редактировалось 1 раз.
Re: Проблема вагонетки
А в задаче с вагонеткой человек тоже не "должен" переключать рычаг, и на другом пути привязан человек, но вот считают "бездействие = убийство".Man'ari писал(а): ↑14 окт 2019 12:07Ну, тут есть разные ситуации все-таки. Например, при взрыве ЧАЭС некоторые из тех, кто должен был что-то сделать, ничего не сделали - не сообщили о катастрофе, не предотвратили усугубление ситуации и пр. Это называется преступной халатностью.
А то, что кто-то совершенно посторонний не сорвался с места, чтобы что-то сделать в подобном случае, все же не накладывает на него вину за бездействие.
Интересно, а эти экспериментаторы проверяли, на каком числе "привязанных к рельсам" сбрасывание толстяка под колеса станет казаться опрашиваемым чем-то приемлемым и даже должным? При 5 человек это все еще вызывает возмущение, а при 50? 500? 5 миллиардов?..
Re: Проблема вагонетки
Все подобные разговоры - пустая болтовня, потому что чаще всего человек сам не знает, как он поступит во внезапно возникшей критической ситуации, а рассуждать сидя за компом все горазды.))
- Afterlife
- Профессор
- Сообщения: 8187
- Зарегистрирован: 16 июл 2016 18:42
- Псевдоним: Trixxi
- Пол: женский
- Откуда: Найт-Сити
Re: Проблема вагонетки
Вы не очень правильно понимаете понятия "мы" и "они".JanJansen писал(а): ↑14 окт 2019 13:53Ну, значит, это как-то хитро в контексте предполагается.
Потому, что фразу:"Поэтому, мораль, как способ адаптации, не только заставляет ставить «мы» выше в приоритете чем «я», но и «мы» выше чем «они»",- сложно понять как-то по другому.
С фразой, что "мы" выше, чем "они" - согласен.
С тем, что это не так - соответственно, нет)))
С тем, что деления на "мы" и "они" неверно... тоже не согласен.
Человек, который предает интересы "мы" ради "они"... В итоге имеет большие шансы потерять всех и всё.
"Они" - это те, что "не-Мы". Как есть "Я" и "не-Я". Человек, рассуждающий в контексте "Я" и "не-Я", отделяет себя от других. Он говорит "это не мои проблемы, это ИХ проблемы", "это не моя боль, это ИХ боль". По сути, это отказ от сопереживания другим, отказ от попытки поставить себя на место другого человека, отказ от попытки понять его.
То же самое и с понятиями "Мы" и "Они". Общности должны чувствовать себя как единое целое, быть готовыми к поддержке и взаимопомощи, быть "мы", а не "мы" и "они". Именно в этом и состоит идея кооперации.
Нельзя отбрасывать тень, если нет света
(Шедоухарт, Baldur's Gate 3)
(Шедоухарт, Baldur's Gate 3)
- Almi2017
- Профессор
- Сообщения: 26035
- Зарегистрирован: 28 окт 2017 13:25
- Пол: женский
- Откуда: Самара
- Контактная информация:
Re: Проблема вагонетки
Так о том и речь, что эта задача не имеет отношения к вопросу о том, почему нельзя убить 1000000+, чтобы не гибли и не страдали 100+.
Шансы попасть в 100+ у людей в целом равные - по крайней мере, к этому надо стремиться.
Знаете, обращайтесь, пожалуйста, к тем, кто вам чего-то должен или не должен. Я лично вам совершенно ничего не должна, мои шансы равны шансам всех остальных. И с вашими "должниками" я не знакома.А вы не понимаете, что ни 100, ни 1 не должен быть тут "разыгран" по этой "лотерее", да? И что так должно быть, а не "равенство шансов". Это еще добавка к вашему намерению "убить нескольких ради спасения миллиардов".
По несчастью или к счастью
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.
Даже если пепелище
Выглядит вполне
Не найти того, что ищем,
Ни тебе, ни мне.
(Г. Шпаликов)
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.
Даже если пепелище
Выглядит вполне
Не найти того, что ищем,
Ни тебе, ни мне.
(Г. Шпаликов)
Re: Проблема вагонетки
Не поняла. Где был именно такой вопрос?
Знаете, обращайтесь, пожалуйста, к тем, кто вам чего-то должен или не должен.
Да никто никому, когда речь о подобных "лотереях" "ради общего блага". Вы в том числе. Собой хотите - жертвуйте.
Re: Проблема вагонетки
Но у вас была возможность их спасти без риска для себя и вы ничего не сделали. Это как если вы видите, что человек тонет и даже спасательный круг ему не кидаете.
"It's easier to fool people than to convince them that they have been fooled" (Mark Twain)
"The nine most terrifying words in the English language are, 'I'm from the government, and I'm here to help.'" (Ronald Reagan)
"The nine most terrifying words in the English language are, 'I'm from the government, and I'm here to help.'" (Ronald Reagan)
Re: Проблема вагонетки
Естественно ))) но есть "что я считаю правильным/чтобы я хотела сделать" и "что на самом деле у меня вышло в такой-то ситуации". И вот к первому обычно человек пытается стремится.
"It's easier to fool people than to convince them that they have been fooled" (Mark Twain)
"The nine most terrifying words in the English language are, 'I'm from the government, and I'm here to help.'" (Ronald Reagan)
"The nine most terrifying words in the English language are, 'I'm from the government, and I'm here to help.'" (Ronald Reagan)