В тему воспитания, но с другой стороны. Не знаю наперёд, получится ли связно, мысли ещё устаканиваются.
Офф-топ, не офф-то... Народу решать
Начну, как с точки отсчёта, с общего нынешнего взрослого
воя на Луну: вот-де мелкота сидит носом в айфоны, ничего не делает...
Иные взрослые сами бы на себя посмотрели
Но все "жалобы на жизнь",
не только в отношении детей, ИМХО, суть жалобы на частности, которые негласно-нечаянно отмечаются, как
отличия от ожидаемого, ожидаемого в соответствии с какой-то общей картинкой, "как оно должно было бы быть".
Причём это "как оно должно было бы быть" даже не обосновано. Оно "висит в воздухе", настолько привычное, что не задумываются над тем, откуда оно взялось. А взялось оно из времён "раньших", где тоже корни этой картинки, как привычные, не вспоминались, а вспоминались-обдумывались-оседали (что, ИМХО, важно) в выраженной форме (например, в искусстве) только какие-то следствия этих корней. Условий тогдашней жизни.
Поясняю (
и сам для себя формулирую), уже применительно к воспитанию:
Практически всё время существования нас, человеков, дети (всех возрастов) значительную часть времени проводили в своей, детской, среде, которую - ИМХО, важно - формировали сами. Сами определяли, "кто с кем водится". Со взрослыми контактировали "на фоне и в связи" существования в этой среде.
Разбирать все плюсовые и минусовые последствия этого может быть интересно, но - ИМХО - я не об этом. Ожидания взрослых в отношении поведения детей, того, чего от них ждать, как на них воздействовать, что от того воздействия должно получиться, и т.д. - унаследованы от такой ситуации. Именно флуктуации в ней отражены в литературе, исследованы в специальных исследованиях, и прочее, и прочее.
Но корни этой картинки меняются с потрясающей быстротой. Особенно в больших городах, с буйным их расширением.
Смотрю по сторонам, что вижу?
Дети - до школы - либо в семье, либо в садике. Где "детское общество" задано (хотя, ИМХО, в этом возрасте это и нормально), но дети там, во всяком случае, свободны в выборе "с кем водиться", и вообще очень свободны. Ситуация, близкая к "вековечной" (за минусом контактов с теми, кто постарше).
Пошли в школу. Ну, школьная ситуация не меняется уже очень давно. А вот "внешкольная"...
Воспетая в книжках ситуация "Ну, я пошёл... - А уроки сделал? - Да сделал, сделал..." - и погружение в свою, самими сформированную среду сейчас возможна отнюдь не везде.
Слава чёртикам, я (и - главное - моя мелкота) живу в районе достаточно старой застройки (и не в центре
), тут ещё есть, "где дышать".
Но смотрю на наросшие кучей "человейники". В каждом таком - многие тысячи людей (
население приличного средневекового городка, даже города), а вокруг -
мало места. И - в отличие от помянутого средневекового городка - люди там (взрослые) "по жизни" друг друга не знают; максимум - контакты "с тем-то, тем-то, и этими вот". И детские контакты уже в очень-очень-очень многом
задаются и определяются взрослыми. В соответствии с их пониманием и возможностями.
Короче, ситуация, ранее не "окученная". Со своими минусами и, надо полагать, и плюсами. Есть же старая шутка, что счастливое детство - оно у тех, кому в этом детстве повезло шею не сломать.
Но именно что
не осмысленная толком. Именно потому, что привычный фон привычной картинки мира именно из-за своей привычности не замечается.
Если я встречу того, кто меня знает, и не сделаю для него всё, что в моих силах - что я буду за воин?
(Нагао Кэгутора)