Попробую ответить на часть вопросов:
Немо писал(а): ↑26 янв 2020 23:10
Само по себе стремление к силе нейтрально как и сама сила. А вот стремление к силе, невзирая на её моральный полюс - уже вопрос. А тем более учитываем, что в подростковом возрасте зло часто кажется сильнее
Знаете, когда зло начинает казаться сильнее? Когда человек по отношению к себе видит слишком много зла и слишком мало добра. Я не беру те случаи, когда речь идёт о действительно могущественных людях, для которых выбор средств - не вопрос приспособления к миру, а вопрос достижения власти над миром в той или иной форме. Снейп не был могущественным, власть над людьми ему, в отличие от Дамблдора или Волдеморта, не светила, да он к ней и не стремился. Но если ты регулярно получаешь от мира пинки, в какой-то момент начинаешь думать, что сила заключается именно в возможности пинать. Ну или в возможности свернуть шею тем, кто тебя пинает.
Что касается Снейпа - ну наконец-то мы признали, что там было стремление к мощному, то бишь сильному.
Очевидно, когда я пишу "сила плюс", это означает, что я отрицаю силу.
Ну ок, давайте разбираться с силой и с плюсом. Только, в виде исключения, ещё и на канон посмотрим.
Итак, перед нами маленький Снейп до Хогвартса. Уже отчасти обиженный и уязвлённый. Вопрос: где у него хоть в одном слове проскальзывает восхищение магией как силой? Правильно, нигде. Что такое для него магия? Возможность отомстить всем, кто его обижает? Ничего подобного. Магия для него прежде всего - прекрасный мир, полный чудес. Когда они разговаривают с Лили, он словно рассказывает ей сказку о мире волшебников - с той разницей, что это быль. Но этот мир для него пронизан светом, волшебством в лучшем смысле слова.
Да, я помню ваш аргумент - что он ещё до школы знал много проклятий. Но где сказано, что он только их и знал? Моя версия - он глотал все подряд, что касалось магии, без разбору. И вряд ли Эйлин ему говорила, что есть магия хорошая и плохая. Она вся была для него пронизана тем чудесным светом.
Нет, я не говорю, что сила его ну совсем не интересовала - тогда бы он был вовсе не мальчишкой. Но сравните с Томом Риддлом в том же возрасте. Он ещё не знает , что его необычные способности - это магия. Но он уже знает, что они - сила. И воспринимает их исключительно как силу. Собственно, ничто другое его и не интересует, он прагматик. Тому в магии важна именно сила, возможности, ресурсы. Да, ещё подтверждение его превосходства. Снейпу важны красота, необычность, возможность убежать из этого мира в другой. По-моему, это очень заметно. Если вы в его детских сценах найдёте хоть намёк на интерес к силе как таковой - пожалуйста, покажите мне его.
Так что изначально ИМХО не сила для него не имела морального полюса, а вся магия была хороша по определению. Просто потому, что она - магия.
Что у нас дальше? Где мы видим непосредственно самого Снейпа, не в передаче других?
Учебник Принца.
Да, там есть тёмное заклинание. Одно на всю книгу. С пометкой "для врагов".
А остальное - зелья-зелья-зелья и созданные им глупые заклинания. Глупые в том смысле, что они под стать подросткам. В них есть озорство, но нет зла.
Где там, в учебнике Принца, одержимость силой? Не вижу.
Опять-таки, вспомним Тома. Василиск, хоркруксы, первые убийства ... Да хотя бы припомним Дамблдора и Гриндевальда - Дары Смерти. Несомненно, в интересе к Дарам гораздо больше тяги к силе и могуществу, чем в Муффлиато или в предложении просто совать им в глотки безоар.
Но, конечно, уж интерес к ТИ - свидетельство тяги с силе, причём к её тёмной стороне?
Хм. Ну, для начала, вернёмся к тому, что для маленького Снейпа магия была прекрасна вся, без разбору. Но ТИ, наряду с зельями - предмет особой любви. Почему?
Учитывая, что зелья вряд ли представляют собой "тёмную сторону силы", у нас уже получается "сила плюс". Но давайте разберёмся и с самими ТИ.
В каноне есть два монолога Снейпа - о зельях и о ТИ.
Да, он в обоих случаях упоминает о тех возможностях, которые он содержат. В том числе и зелья. "Околдовывая разум, порабощая чувства", "могу научить вас, как разлить по флаконам известность, как сварить триумф, как заткнуть пробкой смерть". Ну так магия в любом случае сила. Но тут же "очень тонкую и точную науку", "красоту медленно кипящего котла, источающего тончайшие запахи". Это всё к чему? Думаю, что и в 30 с лишним лет магия для Снейпа - это в первую очередь необычное и прекрасное. Он по-прежнему не воспринимает её как нечто простое и обыденное.
Возможно ли, что и в ТИ его привлекала прежде всего красота и необычность? По-моему, вполне.
"Многочисленны, разнообразны, изменчивы и вечны". Это звучит слишком углублённо и непрактично для простого восхищения силой и возможностями. Так мог бы сказать какой-нибудь романтический Дон-Жуан о женщинах
И говорит он о них "почти с нежностью".
С чем он сравнивает ТИ? С многоголовой гидрой. Которая, с одной стороны, чудовище, а с другой - весьма необычна, у неё на месте отрубленных голов вырастают новые. Что тут красивого? Но ведь не удивляемся же мы Хагриду с его кровожадными пауками? В магическом мире весьма своеобразные понятия о прекрасном
Вот и многоголовая гидра-ТИ с точки зрения Снейпа необычна и прекрасна.
Вот что я имела в виду, говоря о "силе плюс". Снейп любит магию во всём её разнообразии, любит как прекрасное и необычное, а не только силу. И в ПС ИМХО он увидел эту самую "магию во всём разнообразии".
Дела Волдеморта его волшебство - впечатляли
Магия впечатляла. Необычная, выдающаяся, сложная. Вот это Снейпа и впечатлило.
Без всяких изменений мира. А вот особой идейности в Снейпе я не заметила. Очень нехарактерно для увлечённого идеей парня не пытаться хотя бы объяснить любимой девушке, в чём там дело и доказать, что это же на самом деле хорошо. Нет, он только мнётся и блеет. Да и во всех воспоминаниях Принца как-то не показан юноша бледный со взором горящим.
Снейп именно "юноша бледный со взором горящим" в том смысле, в каком он упомянут у Брюсова. Человек с поэтическим, творческим складом натуры. Ни в коем случае не идейный - идейные люди туповаты, ограниченны и никакой поэтичности в них нет. Но миром он недоволен. Мир его не принимает, поэтому он, несомненно, хочет, чтобы он изменился. Говорить об этом Лили - значит говорить о себе. О себе он говорить не умеет. Поэтому ему нечего сказать Лили.
Коммунизм поначалу не отличался культом вождя
Безусловно, именно поэтому Ленина и положили в Мавзолей
Да нет там никакой беззащитности магов в мире маглов.
Есть маги, попавшие в беду в мире магглов.
при чём тут маглы и власть над ними - вообще непонятно. Они-то тут при чём, как и идеи Волдеморта?
При том, что это одна из проблем. Нерешённые проблемы плодят недовольных, недовольные готовы примкнуть к любому авантюристу. Неужели трудно понять такую простую цепочку?
Следует различать действия отдельных людей и целенаправленную преступную политику.
Кому следует различать? Жертве неважно, жертвой чего она является - отдельных людей или политики.
Да нету там этой проблемы, нету.
Есть. И в каноне прямо показаны последствия. Гриндевальд соблазнял Дамблдора на темную сторону, играя в том числе на истории Арианны. Волдеморт появился в результате того, что случилось с Меропой Гонт. Роулинг прямо заявляла, что если бы она осталась жива, Волдеморт не стал бы тем, кем стал.
Эйлин и Меропа были беспомощны потому что либо не имели, либо потеряли навыки, плюс из-за отсутствия родни. Вопрос - при чём тут маглы? И беспомощность в магловском мире для волшебников в принципе? Тут уже проблемы людей оказавшихся беспомощными в мире вообще.
Причём тут не магглы, а магическое общество, бросающее своих беспомощных граждан в чуждом им мире. Такое общество нужно менять. Магическое общество менять, а не магглов. Так понятно?
Мать Симуса Финнигана тоже бросил отец-магл, и что? Она спокойно социализировалась в обществе и растила сына.
Кому-то это удалось, кому-то нет. Те, кому не удалось, нуждаются в помощи и в том, чтобы им помогли вернуться в магомир. Это элементарно.
Любая агитация учитывает, что её опорой будет один или несколько социальных слоёв. К ним и обращается. Те же коммунисты не обращались к дворянам, а нацисты - к евреям и цыганам.
О, тут всё гораздо интереснее. Коммунисты не обращались к дворянам - но апеллировали к части интеллигенции, апеллировали к т.н. "угнетённым нациям", в том числе и к их дворянству. Нацисты не апеллировали к евреям и цыганам, но, будучи социалистической рабочей партией, апеллировали к национальной буржуазии, апеллировали к тем нациям, территории которых оккупировали. Волдеморт не апеллировал к магглорождённым, хотя готов был привлекать к себе на службу некоторых из них. Но апеллировал к оборотням и великанам. Упрощать не надо.
А про костяк я говорила в том смысле, что Волдеморт обращался отнюдь не к униженным и оскорблённым.
А я не писала, что он обращался ТОЛЬКО к униженным и оскорблённым. Я писала, что он обращался И к униженным и оскорблённым. Доказательство - оборотни. Другое доказательство - те самые "слабые мальчики, нуждавшиеся в защите". Ну сколько ещё надо?
Я объявила тёмной стороной личности тягу к силе, невзирая на её моральный полюс.
Так вот, проблема именно в пренебрежении моралью, а не в силе. Неважно, к чему у человека тяга - когда ему наплевать на добро и зло, он становится добычей зла.
Ну и где там хоть слово про сторонников и привлечение в ряды Пожирателей?
Кого он, в таком случае, обманывал, и почему это упомянуто в контексте разговора о Джинни, которую он заставлял служить своим целям? Разве это не прямая аналогия с другими его слугами, то есть с Пожирателями?
Вот только к его идейной составляющей, которая "дарит надежду обиженным" это не относится никаким боком.
Причём тут "идейная составляющая" и почему вы решили, что надежду обиженным дарит именно она?
Ну скажем так - отсутствие морального фактора превращает ту же обиду в зло. И амбиции. Потому что превращается в желание любой ценой. И вот это - зло.
Отсутствие морального фактора превращает во зло ВСЁ. Любовь - см. Беллатрису и до определённого момента Меропу. Стремление к добру - см. Барти-старшего. Стремление к знанию - Квиррел. Всё это сами по себе хорошие вещи. Но если при этом забыт нравственный фактор - пиши пропало. Вот в этом и проблема Снейпа. Да, он видел много зла по отношению к себе и мало добра. И поэтому решил, что плевать ему на добро и зло, ему слишком плохо, чтобы он мог себе позволить о них думать. Вот это и было его искушением. Обратите внимание, его падение - это не деяния отморозка, который упивается силой. Нет такого в его истории. Его худшее падение - это то самое равнодушие к добру и злу, которое и привело к трагедии, к тому, что он подставил под удар младенца, а заодно и Лили. И да, это началось в школе. Ещё тогда, не умея найти выход, он стал искать его на любых путях. Не умея найти друзей, нашёл себе их подобие в компании будущих ПС. Не умея стать нужным, получить признание - пошёл за этим в ПС. Не умея защитить себя от обид и унижений, в том числе психологически - стал искать опору и надежду в том самом "мощном и впечатляющем". И его моральный рост - он ведь связан не с пренебрежением к силе. Нет, его собственная сила постоянно возрастает, он настаивает на том, чтобы и ученики становились сильнее как волшебники, для того он их и учит. Но чем дальше, тем больше вся его жизнь посвящена благу других, на которых ему когда-то было наплевать. И всё меньше - собственному благу, до полного забвения о нём. Вот в чём здесь суть морального падения - в том, что человек, пусть даже имея к тому причины, стал равнодушен с добру и злу, к благу других людей, к самой их жизни. А вовсе не в тяге к силе.
Предрассудок - это когда к любому маглу априори относятся либо как к низшему, либо как к врагу. Это зло.
Даже лучшие и из магов относятся к магглам, как английский джентльмен относился к жителю Центральной Африки с кольцом в носу
Это факт канона. Для лучших магов магглы - относительно безобидные фрики. Которые, конечно, тоже люди, как и они, но ... довольно стремные
Потому что Пожики использовали оборотней и бросали им, так сказать, кости с барского стола - для изгоев этого часто бывает достаточно и - что немаловажно - давали простор для мести волшебникам, на которых укажут. Под видом мести обществу здесь просто мстили тем, до кого могли дотянуться и кто явно не особо может дать сдачи.
Ясно однако, что все эти факторы вряд ли играли роль в случае Снейпа.
В случае Снейпа играла роль другая обида - "меня не принимают и унижают". ПС предложили ему принятие, которого он не смог больше нигде получить. И принадлежность к сильным, которых никто не посмеет унизить. Что ПС достаточно регулярно будет унижать их собственный лидер, он тоже вряд ли знал. Впрочем, кажется, он принял правила игры, когда понял, что деваться ему теперь некуда.
Да понимаете, идеи-то были направлены в первую очередь на Блэков с Малфоями
Понимаю. Но я не обсуждала идеи Волдеморта в полном объеме, у нас был другой предмет беседы.
Сводилась. К маглам, маглорождённым и магглолюбам. Ну, и установлению своей власти. Ничего другого не упомянуто в каноне, если не высасывать из пальца.
Вы путаете агитацию и идеологию. Ещё раз: агитация среди оборотней и великанов прямо противоречит идеологии ПС. Но она имела место.
Может, и признаю факт обмана, если вы мне покажете канонный механизм обмана, а не домыслы. И при чём тут помешательство - сказано же - пёрли в сильную на тот момент группировку. Что сложного?
Механизм показать не могу, Дамблдор не счёл нужным уточнить. Результат - сколько угодно.
Да нет, такие вещи работают чуток иначе. К тому же, вряд ли обижали исключительно маглорождённые и маглолюбцы, так что тем обиженным надо срочно обретать слепоту на оба глаза.
Вот уж с чем у обиженных не бывает проблем, так это со слепотой на оба глаза
Вас кто-то с особым упорством и изощрённостью заставлял обсуждать этот вопрос или вы сами захотели?
Захотели - так нечего жаловаться на раздражитель, люди пишут то и так, что и как считают нужным, и подстраиваться под вас не обязаны.
Запомните эти слова, когда будете жаловаться на хамство и троллинг.
Троллинг - это если кто-нибудь начнёт поливать грязью, например, Джеймса или Сириуса, не утруждая себя доказательствами и вовсю издеваясь над поклонниками этих персонажей. А вот если кто-то слишком эмоционально выразит свою любовь и сочувствие к Сириусу или Джеймсу - это совершенно нормально, даже если кому-то это сильно не понравится. Разница понятна?
У Снейпа было довольно явно проявленное стремление к тёмному, начиная от ТИ и заканчивая ПСами.
См. выше подробно, в том числе про ТИ.
Часть агитации была направлена на изгоев-существ с тёмной стороной, за которую Волдеморт опять-таки цеплял. Снейп там ни с какого бока.
Изгои - это пример того, как Волдеморт цеплял обиженных. Снейп не принадлежал к их числу, но у него были свои обиды на магомир.
По словам Люпина, Фенрир агитировал оборотней мстить нормальным волшебникам и надеялся на лучшую жизнь - но не в числе равных, это ясно. Лучшая жизнь, судя по тому, как их использовали, заключалась в том, что они входили, так сказать, в ударные бригады и получали за это свои пайки. Второсортными оставались, но для изгоев и этого было достаточно, тем более, что есть возможность утолить жажду мести на тех, до кого дотянутся. Такова была агитация для оборотней. Снейп вряд ли мог на это повестись.
Ну вот вам пример. А теперь подумайте, какие обиды были у Снейпа и что могло привлечь его. Впрочем, я об этом выше написала.
Право, мне неудобно спорить со столь великим знатоком ещё и социальных вопросов...
Волдеморт же не намекал, он прямо говорил. И особых привилегий конкретно полукровкам, надо заметить, не обещал ничего особенного.
Простите, а где я говорила, что Снейпа интересовали привилегии конкретно полукровкам?
И нет, я не знаток социальных вопросов. Просто не зациклена на идейных моментах, как вы, немножко интересуюсь ещё и реальностью.
"У нас с Чёрным Лордом, - с видом безумца выкрикнул Хмури, - много общего. Например, у нас обоих ужасные отцы...ужасные. И мы оба вынуждны были всю жизнь страдать от того, что нас назвали в их честь, теми же именами. И оба имели удовольствие...огромное удовольствие...прикончить своих отцов ради установления Чёрного Порядка!". "Гарри Поттер и Кубок Огня".
А, прошу прощения, это перевод такой. Ну, возможно, и Тёмные Пути тогда где-нибудь обнаружатся
когда мы говорим о том, на кого была направлена та или иная организация
Но мы не говорим об этом, мы говорим о том, что привлекло Снейпа.
Предлагаете молчать и преклоняться перед вашим опытом? Ну где уж мне уж...
Предлагаю не устраивать споры на пустом месте. Вы сами-то точно знаете, с чем спорите?
Я ответила, на что они повелись. А обиженных волшебников в рядах Пожиков особо вообще не заметила, их только вы углядели.
А много вы их видели в каноне, волшебников в рядах Пожиков? Снейп обиженный. Барти-младший обиженный. Сколько ещё надо, если их в каноне вообще раз-два и обчёлся?.
В нём самом было что-то, что заставляло тянуться к проклятиям, ТИ, Мальсиберу и Пожирателям.
Вам 100500 раз объяснили, что именно. Ничего криминального, как ни странно. Уберите ряд жизненных факторов - и не пошёл бы он ни к каким ПС. А проклятия и ТИ сами по себе чем-то плохим не являются.
Я хочу сказать, что он хотел дружить именно с ними, и компанией оттолкнул от себя потенциальных друзей.
Снейп подружился с Мальсибером на пятом курсе, это доказывает вопрос Лили: "Что ты нашёл в нём, Сев?". Как он умудрялся "его компанией" отталкивать от себя потенциальных друзей предыдущие четыре года?
Скажем так, вы представляете этот выбор в ситуации практически отсутствия выбора.
В крайне неблагоприятных условиях. Ничего не могу поделать, так оно и есть.
Я и в Снейпе в пятнадцать лет особой самоотверженности не вижу. Но вы же нашли её, хотя бы в потенциальном варианте?
В потенциальном варианте у Лили любовь, возможно, была. Да не про Севкину честь, ага. Ему не положено, ему только отдавать по канону положено, а получать - хрен без масла. Хотя нуждался он в любви и милосердии в тот момент очень сильно. Но я совсем забыла, он же у вас "самвиноватый", а "самвиноватым" следует подыхать без помощи, как Меропе, и это правильно и справедливо.
Потому что не поливаю потоком слёз?
Вы их кое-чем другим поливаете, по-моему.
Ну, что он должен думать - это его проблемы. Факт тот, что в том, что его бросили он виноват сам.
Ну вот и иллюстрация к моим словам про "самвиноватого" подоспела.
С другой стороны, если бы он плюнул в этой ситуации на Лили, то и она была бы в этом "самвиновата". Как аукнулось, так и откликнулось: она его бросила в трудную минуту, он - её. Кстати, её сын в этом случае не выжил бы. Жертва Джеймса никого не защитила, потому что у него не было выбора, умирать или нет. У Лили был, благодаря Снейпу.