Немо писал(а): ↑25 май 2022 19:15
У Роулинг люди на плохих и хороших делятся с некоторой условностью. Как и в жизни, впрочем.
И я не вижу в этом никакого послания. Роулинг не особенно касалась измен потому что измены, как и серьёзные отношения - это к более взрослым людям, а речь о становлении подростков. А ещё потому же, почему серьёзно не касалась множества самых разных вещей - просто невозможно охватить всё.
Ой, погодите убегать с рассуждениями в другую сторону, я сейчас постараюсь выразиться более понятно.
Да, я не спорю с тем, что вы написали. Все так. Только я другое имею в виду. Литература - она на то и мир художественный, что, даже при максимальной реалистичности в целом, всегда преподносит факты из жизни, приправленные каким-либо соусом, так сказать - ведь так? И у каждого автора, бесспорно, есть право приправлять его собственную выдуманную либо жизненную реальность чем угодно. Так вот, я не рассуждаю над тем, хороший в данном случае соус или плохой - это, логично, дело вкуса. Мне вообще-то нравится, если что. Я просто, продолжая аналогию, пытаюсь понять, из чего соус сделан, и рассуждаю, чем еще можно было бы в принципе приправить, если бы Роулинг захотела.
А посыл, что крепкие семьи с ответственными людьми лучше - так это ж чистая правда, а не некая пропаганда.
Ну вот и первое. Реализм в литературе заключается в том, чтобы писать о том, как вещи происходят на самом деле, а не о том, как нам хотелось бы, чтобы они происходили. В мире настоящих людей, увы, очень часто пары и даже семьи с детьми распадаются.
В нем есть матери-одиночки, воскресные папы, дети, которые разрываются между двумя семьями; дети, живущие с отчимами и мачехами - а не только круглые сироты; в нем есть пары, которые разбегаются после короткого периода влюбленности, либо после того, как один из влюбленных остыл/изменил/испугался серьезности другого. Это очень грустно, да. Хорошо бы, если бы этого, по большей части, не было. Но это случается, причем, в том числе, с людьми, которых и Роулинг смогла бы четко определить в категорию "хороших".
Насколько я могу понимать, иные маглы бросают магов, когда узнают, кто они такие. И вот это действительно посыл - нельзя ненавидеть "иных" людей, даже если эта инаковость вас не трогает. Что касается беспорядочного секса - а вы хотели бы, чтобы он был в подростковой книге?
Вот школьных пар и вправду многовато, но тут, я думаю, просто Ро нужно было закончить книгу на позитиве в духе "и жили они долго и счастливо".
Опять же - я ничего не "хотела". Я как бы и не вправе заказывать авторам, какую реальность я хотела бы увидеть в литературном произведении, разве только если я этому автору плачу гонорар.
Я наблюдаю у Роулинг реальность, которая слегка отличается от той, что в жизни. Это более, чем нормально, для произведения в жанре фэнтези, но это немного необычно, если считать человеческие отношения в нем за реалистичные - даже учитывая, что книга для подростков. Потому что беспорядочный секс и все остальные "прелести" человеческих взаимоотношений могут быть показаны совершенно разными ненавязчивыми способами, как то: ребенок в Хогвартсе с очень молодой матерью/обоими родителями: девушка или парень, переехавший на новое местожительство к новой пассии; владелец гостиницы в Хогсмиде разоблачает очередную сладкую парочку под оборотным, пытающуюся снять комнату, и жалуется, что их в последнее время стало так много... В общем, вы примерно поняли.
Предвидя естественные возражения, что книга не резиновая, сразу отвечу, что для этого не нужно много писать - достаточно пары штрихов. Что-то вроде того, как упоминание о том, что Снейп отказывался есть в доме Блэка.
Роулинг при этом не избегала описания других проблем в семьях, как то: бедность, ссоры, недоразумения и т.д., а вот по поводу измен - если и рисовала кого-то в качестве изменника-бросальщика, то он либо а) быстро осознает ошибку и возвращается назад (да и не хотел он никого бросать на самом деле); либо б) гад редкостный, завалить камнями и сверху попрыгать.
Что-то я совсем запуталась. Чего вы хотите от Роулинг? Утверждения, что бросивший беременную жену из-за тараканов в голове Люпин поступил нормально и всё ок? И что если бы он это сделал всерьёз, то гадом редкостным бы не был? Увы - был бы. Просто потому, что беременную жену такие и бросают. Но он не гад по сути своей, потому и осознал. Вполне психологически достоверно.
Ну, во-первых, вы не поняли. Люпин - это категория а). Категория б) это "гады" вроде Беллы и Реддла-старшего. Но даже и не гада, а вполне хорошего, но малодушного человека вроде Люпина можно принять обратно, а можно и посчитать, что отношения с ним ненадежны, и расстаться навсегда - в обоих случаях это было бы, как вы говорите, психологически достоверно. А Роулинг, похоже, не любит описывать истории, где "была любовь, была, но только все прошло". Она выводит на первый план пары, где любовь не проходит. Ну да, есть там несколько случаев подростковых отношений, вроде Гарри с Чжоу, Рона с Лавандой и нескольких парней Джинни - только нигде эти отношения не выглядят, как прямо-таки любовь. Разве что у Гарри есть влюбленность, но она тут же проходит. Но это у подростков, там все равно отношения целомудренные (хотя, кстати, какая целомудренность в современном реальном мире у подростков-то?), а у взрослых людей почему-то такого не наблюдается. Еще раз, на всякий случай, я не говорю, что это плохо. Я просто задаюсь вопросом - а случайно ли? Не служит ли это своеобразным намеком на то, что мир магов в целом более правильный, традиционный, целомудренный? Вот скажите, неужели у вас не возникает такого впечатления?
Не пойму, где вы увидели посыл "терпеть". Вот, Эйлин терпела - и что, хорошо это для неё было? Нехорошо, и Роулинг понятно показывает, какая это семья получается. Мягко говоря, не образец для подражания. А кто-то и не терпел - Том Риддл-старший, например. Так что терпели отнюдь не все.
Ну а в счастливых парах, таких, как у Уизли и особого мега-терпения не надо. Вполне хватает нормальной человеческой ответственности и терпимости.
Опять вы не поняли. Не посыл "надо терпеть", а посыл "здесь все терпят, здесь так принято". Хотя иногда это даже оборачивается трагедией, как в случае со Снейпами. А кто не терпит, того даже не жалеют, когда его родной сын укокошил.
Кстати, по поводу Снейпов я очень сомневаюсь, что Роулинг хотела показать нам "вот видите, как плохо, если держаться за мужика, даже когда он на тебя кричит и не любит ни тебя, ни сына". Тут скорее "если у тебя семья и ребенок, будь добр любить их и уважать, иначе твой ребенок вырастет несчастным".
А если тебе и на это плевать, то ты редиска. А из-за таких редисок может случиться так, что, ни много, ни мало, весь мир может рухнуть, и тебя это тоже коснется.
По-моему, развод или одностороннее решение об уходе из семьи Тобиаса или Эйлин вообще не стояло на повестке дня, а было чем-то немыслимым.