А мне кажется, фишка тут ещё и вот в чём. О ком вообще роман? О Пилате. Почему? Потому что тот - богоубийца, человек, совершивший страшное преступление из-за страха перед властью (по роману). Страх власти имеется и в той действительности, а веру в Бога действительно тогда убивали, что, с точки зрения Булгакова, является страшным преступлением. Так что роман не только отражает отношения к власти и Мастера, и Булгакова, но и вообще тогдашнюю действительность.Almi2017 писал(а): ↑23 мар 2021 22:49Вот совершенно согласна с этой характеристикой. Именно с завиральными и очень глупыми. Помните, как Воланд задирает Левия Матвея? "Ты глуп" . Вот Иешуа у Булгакова ощущается как человек весьма глупый.
Почему-то мне кажется, что даже в откровенно враждебной поэме Бездомного Иисус мог получиться более живым и настоящим, чем в романе МастераКстати, интересна перекличка с поэмой Ивана Бездомного, где Иисус предстал живой, но совершенно не привлекающей к себе личностью. А ещё более интересно - это то, что редактора Берлиоза такая трактовка совершенно не устроила. И оговорка Булгакова насчёт таланта Ивана (который он почему-то в конце растерял). Вот, думаю над этим.
Так вот, поскольку свет уничтожен, его в том мире нет, точнее, его не в состоянии увидеть. Ни герои романа (он, по сути, о Пилате, глазами Пилата), ни, собственно, москвичи. И всё, что может узреть художник - это "живую, но совершенно не привлекающую к себе персону". Что, собственно, и видят и Иванушка, как талантливый поэт, и Мастер. И именно поэтому Иешуа в романе как бы нет. Его просто невозможно увидеть. И именно поэтому, кстати, в Москве Левий Матвей появляется в виде героя книги. Не он появляется - его иначе увидеть не могут. Не могут разглядеть свет.