Я прочитала пару дней назад, хочу поделиться первыми впечатлениями.
Прежде всего, еще раз огромное спасибо
Старый ронин за прекрасный перевод. Вряд ли
Кристал порадует мой отзыв, но её перевод песни Икабога тоже великолепен.
Теперь к самой сказке.
О характерах тут особо не поговоришь - они совершенно сказочные, в отличие от ГП. Но сказка эта с политическими идеями, и кое-что мне сразу бросилось в глаза.
Во-первых, народ у Ро восстает не ради "светлого будущего", придуманного "светлыми головами". Он восстает ради того, чтобы вернуть старые добрые порядки, уничтоженные кучкой интриганов, которые ввели новые дурные порядки. То же самое, кстати, мы видим и в ГП.
По-моему, это очень английская идея - и лично мне очень близкая. Честертон писал, что для того, чтобы восстать, народ должен быть консервативен. Должны быть реальные вещи, которыми люди дорожат, и на которые посягают всякого рода коварные злодеи, чтобы народ взбунтовался и захотел вернуть свой Золотой Век.
Правда, для консерватизма должны существовать эти самые "старые добрые порядки". Далеко не всё стоит "консервировать". Но и в "Икабоге", и в ГП они таки есть, хотя отнюдь не безупречны и подлежат совершенствованию. Но зло и распад приходят как нечто новое - и приходят от определенной части элиты, алчной и властолюбивой.
Во-вторых, совершенно не понимаю недоумения по поводу того, чего не хватало Спиттлворту. Власти, естественно. Власть для таких людей не средство, а цель, а всё прочее, включая золото - только символы этой власти. Почему его власть проявляется в том, чтобы сделать Корнукопию нищей и несчастной, убивать людей, сажать в подземелье? А почему наиболее полным проявлением права собственности как власти над вещью считается "право распоряжения
вплоть до уничтожения"? Если власть - цель, а не средство, она всегда будет проявлять себя через причинение зла. Хотя, надо заметить, эту злую волю ограничивают довольно забавные вещи. Например, необходимость считаться с капризами короля - благодаря этому вооружились узники в темнице. Вообще, первым человеком, который обвёл вокруг пальца Спиттлворта, были вовсе не Берт или Родерик. Этим человеком была миссис Бимиш - и это даже более восхитительно, чем Молли Уизли, которая победила в бою Беллатрикс Лестрейндж

Женщина, хорошо знающая своё довольно-таки женское дело, оказывается умнее и хитрее интригана, подмявшего под себя всю страну.
И да, в истории Спиттлворта есть логика лжи, влекущей за собой всё новую и новую ложь - но не то чтобы Спиттлворт вовлекался в эту ложь вынужденно. По моему, всё началось с того, что он увидел в необходимости лгать новые возможности для себя и решил реализовать их по максимуму.
В-третьих, "главная ложь", существование Икабога, оказывается правдой - и это очень интересный парадокс. Причём ложь в данном случае удивительным образом подготовила людей к тому, чтобы принять правду.
Сам этот символ, Икабог, выходит за пределы чисто политических идей. Впрочем, в тексте есть интересное сравнение Икабогов со странами, хотя, наверное, точнее было бы сравнить их с народами. Народы гибнут, порождая новые народы. Народы во многом таковы, какими стали при своём "изрождении" - первое, с чем пришлось столкнуться вновь рождённому народу, зачастую определяет его духовный облик на многие столетия. Конечно, это не единственный вариант трактовки этого символа, но, по-моему, один из возможных вариантов.
Что меня, собственно удивило, как, наверное и многих, так это то, как поступили с королём Фредом. Слов нет, правитель в полной мере отвечает за свою страну. Но халатность всё же не должна наказываться наравне со злым умыслом, а тот, кто раскаивается - наравне с тем, кто упорствует во лжи. Это неразумно и несправедливо. И, если рассматривать злого Икабогля как символ народа, ставшего злым и агрессивным из-за обстоятельств своего изрождения, и то, что Фред сумел с ним поладить и сделать добрее, то потенциал хорошего короля у него-таки был. Видимо, Ро хотела здесь показать то же, что показала гораздо сильнее и ярче в ГП в образе Питера Петтигрю: если добро в тебе слишком слабо, ты легко можешь скатиться ко злу или, по крайней мере, к пособничеству злу. Фред, впрочем, зла никому не причинил, он только не мешал другим творить зло его именем, хотя должен был помешать. Его раскаяние, впрочем, не кажется слишком запоздалым.
Да, и под конец ещё немного политики ))) Республика в Корнукопии, странным образом, не предполагает ниспровержения аристократии, более того. новый правитель, Гудфеллоу, женится на леди Эсланде. Это тоже очень по-английски - не уничтожать прежнюю элиту, чем грешит наша бедная страна, а интегрировать её, хотя бы частично, в новую систему управления. В конце концов, аристократия - та, которая представлена леди Эсландой, а не лордом Спиттлвортом - тоже часть "старых добрых порядков". Как-то так )))