Это другая сказка)))
Мораль в сказках
- Almi2017
- Профессор
- Сообщения: 26052
- Зарегистрирован: 28 окт 2017 13:25
- Пол: женский
- Откуда: Самара
- Контактная информация:
Re: Мораль в сказках
С похожим именно в упомянутых вами аспектах сюжетом.
По несчастью или к счастью
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.
Даже если пепелище
Выглядит вполне
Не найти того, что ищем,
Ни тебе, ни мне.
(Г. Шпаликов)
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.
Даже если пепелище
Выглядит вполне
Не найти того, что ищем,
Ни тебе, ни мне.
(Г. Шпаликов)
Re: Мораль в сказках
Re: Мораль в сказках
Вам уже объясняла и я, и Кузя, почему именно так происходит. И ничего, как об стенку горох.
Еще раз повторяю: в изначальной версии этих сказок никто никого убить не хотел. В лес провожали для испытаний, которые необходимо было пройти ребенку, чтобы стать взрослым. Родители или наставники не больше виноваты, чем современные школьные экзаменаторы.
-
- Волшебник
- Сообщения: 3863
- Зарегистрирован: 04 дек 2018 17:08
- Пол: женский
Re: Мораль в сказках
Сказочник не понимает, зачем ребенка увести в лес. Но он сам слышал эту структуру -кто-то, часто родитель, уводит ребенка. В лес. На погибель. Зачем-сказочник не знает. И рационализирует, размышляя, как так вообще может быть -и появляется злая мачеха, и бессильный отец. Ведь родгая мать так бы не делала, матери готовы сами умереть, но не дать погибнуть ребенку. Значит, женщина -не мать. И не родственница. Значит, мачеха. Сильный мужчина разве позволил бы дать убить своего ребенка чужой женщине, пусть и жене? Нет. Значит, отец слаб.Слаб настолько, что не может сопротивляться. Беспомощный старик. Что старикам не всегда даётся "почет и уважение" вместе с правом голоса, сказочник мог наблюдать своими глазами. Вот и объяснение -как получилось, что ребенка надо в лес. То же и Мальчиком -с-пальчик. Рационализируется иначе -типа, дома еды нет. Но в обоих случаях рассказчик не знает, почему так важно, чтобы ребенок остался на погибель без родителей в лесу -и знает, что это важно. Потому что в тех сказках, которые от слышал, с этой ситуации все и начиналось.
- Afterlife
- Профессор
- Сообщения: 8200
- Зарегистрирован: 16 июл 2016 18:42
- Псевдоним: Trixxi
- Пол: женский
- Откуда: Найт-Сити
Re: Мораль в сказках
Вы, наверное, не совсем поняли, что я имею в виду под словом "недружелюбные".
Славянская мифология (не только древней дохристианской Руси, но и прочих славянских народов, включая поляков, румын и пр.) имеет очень много отсылок к загробному и потустороннему существованию. И при этом она не имеет всей той эпической царской "позолоты", свойственной мифологии других народов, например, египетской.
Ну, возможно, кровавая мифология майя могла бы посоперничать. Но они жили очень далеко.
Нельзя отбрасывать тень, если нет света
(Шедоухарт, Baldur's Gate 3)
(Шедоухарт, Baldur's Gate 3)
Re: Мораль в сказках
Я понимаю. Может, меня сейчас поправят знатоки - но изначально всем "резвым богам" на человека пофиг. В язычестве человек лишь игрушка в их руках, (Riggan, о ваших героях позже в личке)Man'ari писал(а): ↑04 июн 2020 16:54Вы, наверное, не совсем поняли, что я имею в виду под словом "недружелюбные".
Славянская мифология (не только древней дохристианской Руси, но и прочих славянских народов, включая поляков, румын и пр.) имеет очень много отсылок к загробному и потустороннему существованию. И при этом она не имеет всей той эпической царской "позолоты", свойственной мифологии других народов, например, египетской.
Ну, возможно, кровавая мифология майя могла бы посоперничать. Но они жили очень далеко.
Каждый носит свою смерть во рту и может, если пожелает, выплюнуть её
Пока есть зубы, будет и хлеб...
Пока есть зубы, будет и хлеб...
Re: Мораль в сказках
"Вся она ходит за ним, вытянув личико лисье,
Робкой вздыхая душой, шелком зеленым шурша...
Он же склоняется весь к бегственной чувственной мысли -
Юношу подвиг влечёт, славы большая лапша.
В море гудят паруса. Флот отплывает во вторник.
Даже поэта берут, чтобы украсить войну.
Видя широкую кровь, пусть вдохновится затворник!
Вся она ходит за ним, плавную стелет волну...
Дева предчуствий полна - он возвратится нескоро,
Будет измызган войной, играми резвых богов,
Язвами рабских галер, беженством, нищенством вора,
Будет орать он во сне голеньким ртом без зубов...
Вся она ходит за ним, пряча улыбку возмездья.
Весь он на месте стоит, в свой путешествуя ад.
Странствует только душа, всё остальное на месте,
В чем убедится с лихвой, кто возвратится назад."
Робкой вздыхая душой, шелком зеленым шурша...
Он же склоняется весь к бегственной чувственной мысли -
Юношу подвиг влечёт, славы большая лапша.
В море гудят паруса. Флот отплывает во вторник.
Даже поэта берут, чтобы украсить войну.
Видя широкую кровь, пусть вдохновится затворник!
Вся она ходит за ним, плавную стелет волну...
Дева предчуствий полна - он возвратится нескоро,
Будет измызган войной, играми резвых богов,
Язвами рабских галер, беженством, нищенством вора,
Будет орать он во сне голеньким ртом без зубов...
Вся она ходит за ним, пряча улыбку возмездья.
Весь он на месте стоит, в свой путешествуя ад.
Странствует только душа, всё остальное на месте,
В чем убедится с лихвой, кто возвратится назад."
Каждый носит свою смерть во рту и может, если пожелает, выплюнуть её
Пока есть зубы, будет и хлеб...
Пока есть зубы, будет и хлеб...
- Afterlife
- Профессор
- Сообщения: 8200
- Зарегистрирован: 16 июл 2016 18:42
- Псевдоним: Trixxi
- Пол: женский
- Откуда: Найт-Сити
Re: Мораль в сказках
Ну, не то чтобы игрушкой... Языческие боги - это, обычно, олицетворение природы. Человек был сильно от нее зависим, и логично, что он испытывал страх перед природными явлениями, которые был не в силах объяснить. В представлении современников боги управляли миром, в том числе и человеком, который являлся частью этого мира. И жизнь, и быт человека строился в соответствии со множеством религиозных требований, обрядов, верований, традиций и пр.
К тому же речь идет не только о богах, но и о низших существах, которых в современных религиях заменили на демонов и бесов. И на жизнь человека они оказывали примерно то же влияние, что и последние.
Нельзя отбрасывать тень, если нет света
(Шедоухарт, Baldur's Gate 3)
(Шедоухарт, Baldur's Gate 3)
Re: Мораль в сказках
Во многих мифологиях были боги, защищавшие людей от злых сил, были боги - изобретатели и покровители наук и ремесел, многому научившие людей. Нет, им не было пофиг.
Не говоря уж о том, что им приписывали само создание людей и всего мира.
Не говоря уж о том, что им приписывали само создание людей и всего мира.
Re: Мораль в сказках
Последние сообщения перенесены сюда viewtopic.php?f=29&t=1461&start=3775#p1850386
"It's easier to fool people than to convince them that they have been fooled" (Mark Twain)
"The nine most terrifying words in the English language are, 'I'm from the government, and I'm here to help.'" (Ronald Reagan)
"The nine most terrifying words in the English language are, 'I'm from the government, and I'm here to help.'" (Ronald Reagan)
- Синдер
- Волшебник
- Сообщения: 2550
- Зарегистрирован: 03 авг 2009 21:57
- Псевдоним: Beast in the world
- Пол: мужской
- Откуда: Отряд Семи Поттеров
- Контактная информация:
Re: Мораль в сказках
"Старшие Боги не вмешиваются в жизнь миров и не судят о событиях, происходящих в них. Их долг состоит лишь в том, чтобы миры существовали." - Дамаши, Mortal Kombat DeceptionВо многих мифологиях были боги, защищавшие людей от злых сил, были боги - изобретатели и покровители наук и ремесел, многому научившие людей. Нет, им не было пофиг.
Не говоря уж о том, что им приписывали само создание людей и всего мира.
Маггл.
АК-47.
What has happened to this place?
I don't recognize it anymore.
It used to be so fun and special,
What's life worth living for.
The dream is dead, our land is gone,
There's a hole in my heart, and I can't go on...
АК-47.
What has happened to this place?
I don't recognize it anymore.
It used to be so fun and special,
What's life worth living for.
The dream is dead, our land is gone,
There's a hole in my heart, and I can't go on...
Re: Мораль в сказках
Древняя мифология и современное фэнтези - разные вещи. И представления о богах тоже меняются со временем.
- Afterlife
- Профессор
- Сообщения: 8200
- Зарегистрирован: 16 июл 2016 18:42
- Псевдоним: Trixxi
- Пол: женский
- Откуда: Найт-Сити
Re: Мораль в сказках
То-то Райден каждые 5 минут к ним советоваться бегаетСиндер писал(а): ↑10 июл 2020 11:57"Старшие Боги не вмешиваются в жизнь миров и не судят о событиях, происходящих в них. Их долг состоит лишь в том, чтобы миры существовали." - Дамаши, Mortal Kombat DeceptionВо многих мифологиях были боги, защищавшие людей от злых сил, были боги - изобретатели и покровители наук и ремесел, многому научившие людей. Нет, им не было пофиг.
Не говоря уж о том, что им приписывали само создание людей и всего мира.
Нельзя отбрасывать тень, если нет света
(Шедоухарт, Baldur's Gate 3)
(Шедоухарт, Baldur's Gate 3)
- Старый ронин
- Профессор
- Сообщения: 6374
- Зарегистрирован: 10 июн 2008 15:31
- Псевдоним: Форумское привидение
- Пол: мужской
- Откуда: Из Петербурга
Re: Мораль в сказках
Вообще-то, в реальных мифологиях очень часто боги-создатели просто существуют, и к ним не обращаются, и т.д. То есть они на жизнь, фактически, не влияют.
А "реальные боги (демоны, черти, и всё такое)", те, с которыми приходится иметь дело, тоже... просто существуют. Бывают добрые, злые, и - фактически - "никакие", могут и помочь, и навредить, в зависимости от того, с какой ноги встанут (ну, или в каких условиях человек с ними столкнётся; попросту, попадёт в сферу их обитания).
(Подробнее можно у Паскаля Буайе, "Объясняя религию")
То есть в подавляющем большинстве архаичных (не "мировых") религий боги совсем не "божественны". Просто населяют расширенный мир, в котором, кроме "естественного", людей, животных, и т.д., существует ещё "сверхъестественное", такого же, если разобраться, плана.
Если я встречу того, кто меня знает, и не сделаю для него всё, что в моих силах - что я буду за воин?
(Нагао Кэгутора)
(Нагао Кэгутора)
Re: Мораль в сказках
А мифы о богах, которые создали человечество и научили всему, что люди знают и умеют: искусствам, ремеслам, землепашеству, и многому другому, - тоже есть. И во многих религиях к богам обращались именно за помощью в том или ином деле. В античной, в частности.Старый ронин писал(а): ↑10 июл 2020 21:16Вообще-то, в реальных мифологиях очень часто боги-создатели просто существуют, и к ним не обращаются, и т.д. То есть они на жизнь, фактически, не влияют.
- Старый ронин
- Профессор
- Сообщения: 6374
- Зарегистрирован: 10 июн 2008 15:31
- Псевдоним: Форумское привидение
- Пол: мужской
- Откуда: Из Петербурга
Re: Мораль в сказках
Правильно. Но в той же античной (и особенно - в римской) религии отношения с богами смахивали на вульгарную куплю-продажу (от меня - приношения, от тебя - помощь), или даже на откуп (не помолишься, не пожертвуешь чего - хуже будет). Вообще моральный элемент в религиях - штука смутная.Riggan писал(а): ↑10 июл 2020 21:19А мифы о богах, которые создали человечество и научили всему, что люди знают и умеют: искусствам, ремеслам, землепашеству, и многому другому, - тоже есть. И во многих религиях к богам обращались именно за помощью в том или ином деле. В античной, в частности.Старый ронин писал(а): ↑10 июл 2020 21:16Вообще-то, в реальных мифологиях очень часто боги-создатели просто существуют, и к ним не обращаются, и т.д. То есть они на жизнь, фактически, не влияют.
Если я встречу того, кто меня знает, и не сделаю для него всё, что в моих силах - что я буду за воин?
(Нагао Кэгутора)
(Нагао Кэгутора)
Re: Мораль в сказках
Точнее, они, может быть, в поздние времена до такого отношения выродились. Религии ведь тоже меняются вслед за обществом. Среди современных христиан вот тоже далеко не все за свою веру позволят себя распять или отдать на съедение львам, как в первые времена. Так и в языческих религиях когда-то могли верить более истово. Смотря какие люди, конечно.Старый ронин писал(а): ↑10 июл 2020 21:31Правильно. Но в той же античной (и особенно - в римской) религии отношения с богами смахивали на вульгарную куплю-продажу (от меня - приношения, от тебя - помощь), или даже на откуп (не помолишься, не пожертвуешь чего - хуже будет). Вообще моральный элемент в религиях - штука смутная.
Re: Мораль в сказках
Моё впечатление от греческой мифологии - "резвые" боги имеют те же слабости, что и люди, но в превосходной степени. Если, к примеру, гневаются, ну или блудят, как Зевс...Старый ронин писал(а): ↑10 июл 2020 21:31Правильно. Но в той же античной (и особенно - в римской) религии отношения с богами смахивали на вульгарную куплю-продажу (от меня - приношения, от тебя - помощь), или даже на откуп (не помолишься, не пожертвуешь чего - хуже будет). Вообще моральный элемент в религиях - штука смутная.Riggan писал(а): ↑10 июл 2020 21:19А мифы о богах, которые создали человечество и научили всему, что люди знают и умеют: искусствам, ремеслам, землепашеству, и многому другому, - тоже есть. И во многих религиях к богам обращались именно за помощью в том или ином деле. В античной, в частности.Старый ронин писал(а): ↑10 июл 2020 21:16Вообще-то, в реальных мифологиях очень часто боги-создатели просто существуют, и к ним не обращаются, и т.д. То есть они на жизнь, фактически, не влияют.
"У Зевса от страстей отвисли груди,
Напряжена свирепая брюшина.
Туда, где любят скапливаться люди,
Он извергает громы как машина"
Каждый носит свою смерть во рту и может, если пожелает, выплюнуть её
Пока есть зубы, будет и хлеб...
Пока есть зубы, будет и хлеб...
- Afterlife
- Профессор
- Сообщения: 8200
- Зарегистрирован: 16 июл 2016 18:42
- Псевдоним: Trixxi
- Пол: женский
- Откуда: Найт-Сити
Re: Мораль в сказках
Это в более поздний период, когда людям понравилось превращать мифы о страшных богах в "мыло" и анекдоты. Изначально боги были эпичнее, а рассказы о них должны были внушать страх, а не быть поводом для юмора)Kuzja 71 писал(а): ↑10 июл 2020 21:40Моё впечатление от греческой мифологии - "резвые" боги имеют те же слабости, что и люди, но в превосходной степени. Если, к примеру, гневаются, ну или блудят, как Зевс...Старый ронин писал(а): ↑10 июл 2020 21:31Правильно. Но в той же античной (и особенно - в римской) религии отношения с богами смахивали на вульгарную куплю-продажу (от меня - приношения, от тебя - помощь), или даже на откуп (не помолишься, не пожертвуешь чего - хуже будет). Вообще моральный элемент в религиях - штука смутная.
"У Зевса от страстей отвисли груди,
Напряжена свирепая брюшина.
Туда, где любят скапливаться люди,
Он извергает громы как машина"
Нельзя отбрасывать тень, если нет света
(Шедоухарт, Baldur's Gate 3)
(Шедоухарт, Baldur's Gate 3)
-
- Волшебник
- Сообщения: 3863
- Зарегистрирован: 04 дек 2018 17:08
- Пол: женский
Re: Мораль в сказках
Эпичнее -да, но внушение страха (именно страха)…как-то сомнительно. Бог для народа -это тот, кто "за" него. Он может страшно карать врагов и отступников разве что. От европейского язычества мало что осталось и известно все в основном по литературным переложении. У тех народов, кто и сейчас не исповедует "главные" религии (охотники-собиратели в основном), как-то страха перед богами нетMan'ari писал(а): ↑10 июл 2020 23:36Это в более поздний период, когда людям понравилось превращать мифы о страшных богах в "мыло" и анекдоты. Изначально боги были эпичнее, а рассказы о них должны были внушать страх, а не быть поводом для юмора)Kuzja 71 писал(а): ↑10 июл 2020 21:40Моё впечатление от греческой мифологии - "резвые" боги имеют те же слабости, что и люди, но в превосходной степени. Если, к примеру, гневаются, ну или блудят, как Зевс...Старый ронин писал(а): ↑10 июл 2020 21:31
Правильно. Но в той же античной (и особенно - в римской) религии отношения с богами смахивали на вульгарную куплю-продажу (от меня - приношения, от тебя - помощь), или даже на откуп (не помолишься, не пожертвуешь чего - хуже будет). Вообще моральный элемент в религиях - штука смутная.
"У Зевса от страстей отвисли груди,
Напряжена свирепая брюшина.
Туда, где любят скапливаться люди,
Он извергает громы как машина"
- Afterlife
- Профессор
- Сообщения: 8200
- Зарегистрирован: 16 июл 2016 18:42
- Псевдоним: Trixxi
- Пол: женский
- Откуда: Найт-Сити
Re: Мораль в сказках
И еще тех, кто недостаточно их почитает, богохульствует и тд и тп. Вообще, боги у древних почему-то всегда очень обидчивые.Windinwillow писал(а): ↑12 июл 2020 10:01Эпичнее -да, но внушение страха (именно страха)…как-то сомнительно. Бог для народа -это тот, кто "за" него. Он может страшно карать врагов и отступников разве что.
Нельзя отбрасывать тень, если нет света
(Шедоухарт, Baldur's Gate 3)
(Шедоухарт, Baldur's Gate 3)
-
- Волшебник
- Сообщения: 3863
- Зарегистрирован: 04 дек 2018 17:08
- Пол: женский
Re: Мораль в сказках
Ну посмотрите на систему запретов в охотничье-собирательских культурах. Там жизнь зарегулирована так, что нам и не снилось. Понятно, почемуMan'ari писал(а): ↑12 июл 2020 14:10И еще тех, кто недостаточно их почитает, богохульствует и тд и тп. Вообще, боги у древних почему-то всегда очень обидчивые.Windinwillow писал(а): ↑12 июл 2020 10:01Эпичнее -да, но внушение страха (именно страха)…как-то сомнительно. Бог для народа -это тот, кто "за" него. Он может страшно карать врагов и отступников разве что.
Re: Мораль в сказках
Там рассказываются истории, поучающие людей: как делать НЕ НАДО. И расписывающие в красках, что бывает с нарушителями запретов. Это не значит, что, по мифологии, такое случалось сплошь и рядом, и боги только и делали, что всех наказывали. Большинство людей ничего противоправного не совершали, с ними ничего плохого и не случалось. Это как с законами.Man'ari писал(а): ↑12 июл 2020 14:10И еще тех, кто недостаточно их почитает, богохульствует и тд и тп. Вообще, боги у древних почему-то всегда очень обидчивые.Windinwillow писал(а): ↑12 июл 2020 10:01Эпичнее -да, но внушение страха (именно страха)…как-то сомнительно. Бог для народа -это тот, кто "за" него. Он может страшно карать врагов и отступников разве что.
Зато в наше время есть люди, которые думают, что, если шить в неположенный для этого день, или какую-то работу делать в воскресенье - Бог за это накажет. Куда уж нам кого-то упрекать...
- Afterlife
- Профессор
- Сообщения: 8200
- Зарегистрирован: 16 июл 2016 18:42
- Псевдоним: Trixxi
- Пол: женский
- Откуда: Найт-Сити
Re: Мораль в сказках
Мне нравится, как показаны боги в серии God of War)) Завистливые, циничные, жадные до власти и не терпящие отказов. Кратос, конечно, и сам далеко не праведник, и вообще, положительным персонажем его назвать сложно, но все равно можно понять, почему он весь Олимп в куски порубил.
А теперь, видимо, такая же участь ждет обитателей Асгарда)))
А теперь, видимо, такая же участь ждет обитателей Асгарда)))
Нельзя отбрасывать тень, если нет света
(Шедоухарт, Baldur's Gate 3)
(Шедоухарт, Baldur's Gate 3)